p/s. USB-проигрыватели (даже те, которые имеют винтажный вид) имеют POWER; они не только воспроизводят плохой звук и цифровые файлы, но и могут уничтожить запись!
Фонокорректор от А до Я
Для покупателей виниловых проигрывателей выбор правильного фонокаскада имеет решающее значение, поскольку без него прослушивание виниловых пластинок просто невозможно. Не все меломаны, желающие приобщиться к винилу, знают, что такое фонокаскад и для чего он нужен. Разобраться во всем и сделать правильный выбор вам поможет наша статья.
Что такое фонокорректор?
Почему нельзя подключать проигрыватель пластинок без фонокаскада напрямую к усилителю, ресиверу или активной акустической системе? Очень просто, потому что вы ничего не услышите на колонках. Фонокаскад, который также называют фоноэквалайзером или фонокаскадом, необходим для того, чтобы придать слабому сигналу виниловой пластинки линейную частотную характеристику и сделать ее достаточно высокой для работы следующих усилителей. Ведь сигнал на виниле изначально записан со значительными тональными искажениями, с большим равномерным спадом от высоких частот к низким. Поэтому фонокаскад необходим не только для усиления слабого электрического сигнала, производимого ленточной головкой, но и для придания ему линейности.
В записях, сделанных после 1954 года, используется стандартная форма сигнала RIAA (Ассоциация звукозаписывающей промышленности Америки), частотная характеристика которой выглядит примерно следующим образом.
До установления единого стандарта на рынке одновременно присутствовало до сотни (!) различных версий кривых, используемых звукозаписывающими компаниями для своих пластинок. И даже одна компания могла иметь одновременно несколько версий для разных скоростей, каждая из которых требовала разной эквализации. Существовали версии от Columbia, Victor, Decca и других издателей. Все это приводило к невероятной путанице как производителей оборудования, так и покупателей. Студийные фонокорректоры того времени имели переключатели для нескольких десятков кривых. Сегодня все пластинки записываются по единому стандарту RIAA, и нет необходимости покупать сложный корректор с множеством переключаемых контуров, если только у вас нет большой коллекции западных пластинок 1940-х и 50-х годов.
Почему фонокорректор нужен?
Проблема с проигрывателями заключается в том, что сигнал, создаваемый иглой, недостаточно высок для воспроизведения динамиками. Другими словами: Если бы вы использовали только выходной сигнал от иглы, то получили бы очень слабый звук, которому не хватает линейного усиления. Этот слабый сигнал называется сигналом PHONO. Нам нужно что-то, что усиливает этот сигнал PHONO до определенного уровня — линейного уровня. Проще говоря, линейный уровень — это такой сигнал, который можно подать на усилитель, а затем на колонки или другое аудиооборудование.
Фонокаскад — это каскад, который преобразует или усиливает сигнал PHONO в линейный уровень (на печатной плате или внешнем устройстве).
Однако не каждый фонокаскад хорош. Конечно, уровень сигнала обычно не является проблемой почти со всеми «фонокорректорами», но качество звука зависит от используемого фонокаскада. Фактически, выбор фонокаскада может сильно повлиять на качество звучания вашего проигрывателя.
Встроенный фонокорректор против внешнего (отдельного)
Следующий логичный вопрос: стоит ли избегать проигрывателей со встроенным фонокаскадом? Честно говоря, это зависит от модели, но в целом большинство из них имеют простой «фонокорректор», который даже отдаленно не подходит для высококачественного прослушивания музыки. Однако проигрыватели со встроенной фоносистемой (встроенные фонокорректоры) часто ориентированы на новичков или тех, кто просто хочет воспроизводить записи в нормальном качестве звука. Другими словами, они дешевле как по цене, так и по звучанию.
Хотя некоторые бренды любят создавать модели со встроенным фонокорректором, ситуация меняется. Это означает, что вы можете использовать встроенный фонокорректор, который вам нравится, но у вас также есть возможность обойти его (лучше обойти). В целом, это отличное решение для тех, кто не уверен, как далеко они хотят зайти в своем новом хобби.
Как подключить фонокорректор к усилителю звука или активной акустике
Чтобы подключить проигрыватель к следующему стереооборудованию, необходимо сначала пропустить аудиосигнал через предварительный фоноусилитель RIAA (фонокаскад) для усиления, коррекции и улучшения качества звука. Это также применимо, если вы подключаете проигрыватель к линейному входу звуковой карты компьютера, например, для записи виниловых CD-рипов, но фонокаскад все равно необходим для предварительного усиления и коррекции звука.
Для подключения к компьютеру используйте только нужный разъем, а все предусилители подключаются только к линейным входам: AUX, TAPE IN, TAPE MON, CD, DAT, MD. Вы также можете использовать линейный вход A/V (игнорируйте видеоразъемы), например, DVD, LINE и т.д.
НИКОГДА не используйте фонокаскад RIAA с другими источниками звука, такими как iPod, MP3-плеер и т.д.. Это приведет только к перегрузке и значительным искажениям. Только проигрыватели виниловых пластинок требуют 40 дБ усиления и регулировки, обеспечиваемой фонокаскадом или фоно предусилителем.
Проигрыватели начального уровня от таких производителей, как Radio Shack, Audio Technica, Sony, RCA и других, могут иметь встроенный фонокаскад, который можно подключить непосредственно к линейному входу, но их звучание обычно оставляет желать лучшего.
Если вы решите подключить внешний фонокаскад для улучшения качества звука, обязательно прочитайте инструкцию о том, как обойти встроенный фонокаскад, поскольку использование двух фонопредусилителей приведет к искажениям и клиппингу при воспроизведении.
Почему бы просто не купить проигрыватель винила со встроенным фонокорректором, да еще и с USB? Это разве не проще?
Да, это хороший совет для тех, кто слушает музыку в фоновом режиме, но совершенно пустая идея для тех, кто ищет свой собственный лучший звук! Как правило, «комбинированные продукты» предлагают минимум всего. Совместное использование одной цепи питания для двигателя проигрывателя и очень чувствительной фонокорректорной цепи — это действительно неуклюжесть!
Большинство таких устройств практически не имеют защиты встроенного фонокаскада и оснащены убогим портативным проигрывателем из пластмассы и прочим пластиковым хламом. Аудиофилы 1970-х годов смеялись, когда впервые увидели такие мини-комплекты в продаже, а сегодня такие устройства беззастенчиво рекламируются известными брендами как крутые компонентные стереосистемы.
Связь с головкой звукоснимателя
Как вы знаете, все фонокаскады можно разделить на ламповые и транзисторные. Ламповые блоки не могут обрабатывать сигнал MC-головки без повышающего трансформатора.
В современных проигрывателях используются как MM-картриджи, так и MC-картриджи. Поэтому сегодня существуют специальные модели транзисторных блоков как для MM, так и для MC картриджей, а также комбинированные фоно-гибридные блоки, в которых при необходимости можно самостоятельно менять тип картриджа.
Самые современные и продвинутые фонокаскады обладают возможностью регулировки необходимых параметров, что в свою очередь обеспечивает наиболее точную и аккуратную коррекцию АЧХ.
Поскольку фонокаскад по своей природе способен работать даже с минимальными сигналами, любая обратная связь от сети оказывает существенное влияние. В устройствах Hi-класса источник питания часто является внешним.
Экспериментальные и увлеченные аудиофилы иногда предпочитают питать фонокаскад от аккумулятора или даже перезаряжаемых батарей.
Можно ли обойтись без фонокорректора?
Транзисторный фонокаскад с внешним источником питания
Нет. Это необходимо, если вы действительно любите и знаете, что такое хороший звук, а не просто притворяетесь.
Вы не сможете по-настоящему усовершенствовать свою звуковую систему без фонокаскада. А если приобрести специальную модель такого устройства, то станет еще проще придать своим колонкам уникальный, индивидуальный штрих.
Но, несмотря на огромную важность этого устройства, все еще существуют «лазейки», через которые можно попытаться обойтись без него.
Существуют проигрыватели, уже имеющие встроенные фонокаскады, которые можно подключить непосредственно к усилителю. Если ресивер или усилитель имеет соответствующий фоно вход, то проигрыватель можно подключить к нему даже без фоно предусилителя. Нужно только уточнить, для каких картриджей предназначен вход.
Мы по-прежнему считаем, что важность фонокаскада невозможно переоценить, поскольку «прямое» соединение проигрывателя и усилителя никогда не даст наилучшего звучания. Все зависит от вас!