Граммофон, как музыкальный инструмент, издает различные побочные звуки во время воспроизведения информации с пластинок, выполненных из твердых материалов. Заметно слышны такие шумы, как треск, металлическое звяканье, хриплый звук и шипение. Эти посторонние звуки могут возникнуть как в результате недостатков самой записи, так и в процессе эксплуатации устройства.
Граммофон: история шедевра
Граммофон представляет собой уникальный антикварный механизм, который сохраняет в себе звуки ушедших эпох. Его часто называют колыбелью звукозаписи. Он воспроизводит музыкальные треки, в которых запечатлена не только культура своего времени, но и настоящая жизнь народа. Ретро-проигрыватели славятся своим уникальным и чистым звучанием, которое, несмотря на прошедшие годы, по-прежнему завораживает сердца истинных почитателей музыки и антиквариата.
Фонограф, изобретенный Томасом Эдисоном в 1877 году, стал предшественником граммофона. Эдисон создал устройство, способное воспроизводить звук, вдохновившись повседневной ситуацией: во время ремонта телефона он напевал любимую мелодию, удерживая одной рукой мембрану с иглой. Его удивлению не было предела, когда металлическая пластина начала реагировать на его голос, а игла случайно проколола его палец. Так зародилась мысль о том, что можно записать вибрацию иглы и проиграть ее впоследствии. Безусловно, тот первый механизм был далеким от совершенства — звуки звучали неразборчиво и искаженно.
Следующим шагом в эволюции граммофонов стал Эмиль Берлинер, вдохновленный статьей француза, который предложил усовершенствовать устройство. Берлинер доработал недостатки фонографа и запатентовал новый прибор, получивший название граммофон. Постоянные улучшения сделали его работающим прототипом, а на его основе был создан более совершенный инструмент для воспроизведения музыки. Новый проигрыватель выделялся высокой четкостью звука, громкостью и минимальным искажением, что быстро сделало его сенсацией по всему миру. В качестве носителей звука использовались старинные грампластинки, которые начали массово производить. 1902 год стал кульминацией популярности граммофона: пластинки были в каждом доме, а на прилавках магазинов появились записи таких исполнителей, как знаменитый итальянский певец Энрико Карузо. Раритетные грампластинки не только принесли успех самим исполнителям, но и вызвали значительный рост спроса на граммофонные аппараты. С этого времени все музыкальные исполнители начали записывать свои композиции на граммофонные пластинки, а Эмиль Берлинер прокладывал путь к музыкальной индустрии, предложив выплачивать гонорары исполнителям за записи их песен.
После этого граммофоны завоевали мировое признание. Производители начали выпускать как доступные модели для широких масс, так и эксклюзивные экземпляры для обеспеченных клиентов. Престижные граммофоны изготавливались из красного дерева, золота и серебра, с инкрустацией резьбой и драгоценными камнями, а многие антикварные шедевры добились до наших дней, хранясь разрозненно в музеях и частных коллекциях.
Эволюция граммофона
Граммофон основан на фонографе, изобретенном Эдисоном. Это было массивное устройство с цилиндрическим валиком, изготовленным из олова, а основным источником звука служила труба. В зоне сужения раструба располагались мембрана и игла. Острая игла оставляла бороздки на олова цилиндре; колебания активировали механизм, оставляя соответствующий след. Оловянный цилиндр имел соединение с ручкой, которую необходимо было вращать для задания движения.
Эдисон стремился увеличить чувствительность устройства. В целях улучшения он заменил олово на воск, который лучше улавливал и передавал вибрации, а его применение было проще — достаточно было разровнять воск, чтобы записать новую музыку. Улучшились также мембрана и игла, что позволило увеличить продолжительность звучания записи до трех минут.
Эдисон дополнительно установил маховик, чтобы сгладить неравномерность вращения ручки. Позже на смену ручному приводу пришли пружины, а затем электродвигатели.
Эмиль Берлинер также усовершенствовал граммофон и пластинки для записи. Он отказался от фотохимического метода производства и использовал метод травления—это дало возможность ускорить создание записей и улучшить громкость воспроизведения. Метод штамповки обеспечил массовое производство; пластинки начали изготавливать сначала из эбонита, а позже — из шеллака.
Совершенная конструкция граммофона обеспечила ему популярность не только в Европе, но и в США. Появили множество производств музыкальных проигрывателей. Каждая компания старалась выделить свой товар в конкурентной среде, так в результате на рынок вышел патефон — уменьшенная копия граммофона, созданная во Франции.
С начала 60-х годов для изготовления грампластинок начали использовать винил, увеличив продолжительность воспроизведения звука до 40 минут. Далее научились делать записи с обеих сторон пластинок, что увеличивало их общую продолжительность до 80 минут. Использование ламповых усилителей способствовало улучшению звука. Старинные механические граммофоны были усовершенствованы за счет установки звукоснимателей и электропроигрывателей. К сожалению, эпоха граммофонов оказалась короткой, так как громоздкие аппараты были вытеснены более компактными магнитофонами и портативными плеерами.
История создания
Человечество издавна стремилось сохранять информацию на материальных носителях. И наконец, в конце 19 века было создано устройство для записи и воспроизведения звуков.
История граммофона берет начало в 1877 году с изобретения его предшественника — фонографа.
Это устройство было независимо разработано Шарлем Кро и Томасом Эдисоном и имело существенные недостатки.
В качестве носителя информации использовался цилиндр из оловянной фольги, прикрепленный к деревянной основе. Звуковая дорожка записывалась на фольгу. К сожалению, качество воспроизведения было крайне низким, и использовать его можно было лишь единожды.
Томас Эдисон изначально планировал использовать устройство как аудиокниги для слепых, заменители стенографистов и даже для их использования как будильников. О прослушивании музыки он не задумывался.
Шарль Кро не сумел найти инвесторов для своего изобретения, но опубликованные им работы послужили основой для дальнейшего усовершенствования конструкции.
После первых разработок появился графофон Александра Грэма Белла. В нем использовались восковые валики, на которых запись можно было стирать и использовать повторно. Однако качество звука оставалось низким, а высокая цена ограничивала массовое производство новинки.
Наконец, 26 сентября (по новому стилю 8 ноября) 1887 года была запатентована первая успешная система записи и воспроизведения звука. Изобретателем выступил немецкий иммигрант, живущий в Вашингтоне, по имени Эмиль Берлинер. Этот день стал днем рождения граммофона.
Новое устройство было представлено на выставке Института Франклина в Филадельфии.
Главным изменением стало использование плоских пластинок вместо цилиндров.
Новый прибор имел серьезные преимущества: качество воспроизведения заметно возросло, искажения уменьшились, а громкость звука увеличилась в 16 раз (или на 24 дБ).
Первая в мире граммофонная пластинка была сырьевой, однако вскоре на смену ей пришли более удачные варианты из эбонита и шеллака.
Шеллак — это природная смола, которая при нагревании становится пластичной, что позволяет создавать пластинки методом штамповки. При комнатной температуре этот материал прочен и устойчив к износу. При производстве в шеллак добавляли глину или другие наполнители. Использование шеллака продолжалось вплоть до 1930-х годов, когда он был постепенно заменён синтетическими смолами. На данный момент для создания пластинок используют винил.
Эмиль Берлинер основал в 1895 году свою компанию по производству граммофонов — Berliner’s Gramophone Company. Граммофоны получили широкое распространение в 1902 году после записи на пластинки песен исполнителей, таких как Энрико Карузо и Нелли Мельба.
Популярность нового устройства также связана с грамотными действиями его создателя: во-первых, он начал выплачивать гонорары исполнителям, записывающим свои песни на пластинки, а во-вторых, использовал удачный логотип для своей фирмы, на котором была изображена собака, сидящая рядом с граммофоном.
Конструкция граммофона продолжала усовершенствоваться. Вскоре появились пружинные двигатели, устраненные необходимость раскручивать устройство вручную, изобретенные Джонсоном.
В СССР и в других странах производилось большое количество граммофонов, и купить их мог каждый желающий. Корпуса наиболее дорогих экземпляров изготавливались из чистого серебра и красного дерева, но и их стоимость была весьма высокой.
Устройство и принцип работы
Граммофон состоит из нескольких независимых элементов, которые работают согласно своей системе.
Привод
Главная задача привода — преобразование энергии пружины в равномерное вращение диска. В разных моделях число пружин может варьироваться от одной до трех. Для того чтобы диск вращался в одну сторону, применяется храповой механизм. Энергия передается через зубчатые передачи.
Для поддержания постоянной скорости вращения используется центробежный регулятор.
Этот регулятор функционирует следующим образом:
Он получает вращение от барабана с пружиной. На ось барабана помещены две втулки: одна из них движется свободно, а другая служит приводной. Втулки соединены пружинами, на которые помещены свинцовые грузы.
Грузики стремятся отдалиться от оси, что создает силу, препятствующую этому, и возникает сила трения, уменьшающая скорость вращения.
Для изменения частоты оборотов у граммофона предусмотрена ручная регулировка скорости, обычно равная 78 оборотам в минуту (для механических моделей).
Мембрана, или звуковая коробка
Внутри звуковой коробки находится пластина толщиной 0,25 мм, обычно сделанная из слюды. С одной стороны пластина соединена с иглой звукоснимателя, с другой — с раструбом или рупором.
Между краями пластинки и стенками коробки не должно быть щелей, иначе могут возникнуть искажения звука. Для этого используются резиновые уплотнители.
Игла изготовляется из алмаза или твердой стали, что является более экономичным вариантом. Она крепится к мембране при помощи иглодержателя. Для повышения качества может применяться система рычажков.
Игла перемещается по звуковой дорожке пластинки и передает колебания на мембрану, которая преобразует их в звуки.
Для перемещения звуковой коробки по пластинке используется тонарм. Он поддерживает равномерное давление на пластинку, и от точности работы тонарма зависит общее качество звука.
Рупор
Рупор усиляет громкость звука. Его эффективность зависит от формы и материала изготовления. На рупоре не допускаются дефекты, а его материал должен хорошо отражать звук.
В ранних моделях граммофонов рупор выглядел как большая изогнутая труба. В более поздних образцах рупор интегрировался в звуковую коробку, сохраняя при этом громкость.
Корпус
Корпус монтирует все компоненты. Он выполнен в форме ящика, сделанного из дерева и металла. Первоначально корпуса были прямоугольными, но впоследствии появились круглые и многогранные варианты.
В дорогих моделях корпуса покрываются краской и лаком, что делает устройство визуально привлекательным. На корпусе находятся заводная рукоятка, элементы управления и другие функциональные интерфейсы. Также на корпусе прикрепляется табличка с указанием фирмы, модели, года выпуска и технических характеристик.
Дополнительное оборудование включает: автостоп, автоматическую смену пластинок, регуляторы громкости и тембра (в электромоделях) и другие устройства.
Хотя внутреннее строение может быть одинаковым, граммофоны различаются по различным аспектам.
Модернизация и эволюция
Несмотря на создание граммофона, цилиндр с бороздками все еще напоминал фонографы Эдисона. Технология качественной записи звука и удобного воспроизведения еще не была достигнута, а также не было разнообразных носителей.
Революция произошла, когда объемный цилиндр преобразовался в плоский диск — грампластинку. При записи игла оставляла след не на воске, а выцарапывала лак на цинковой пластинке. С матрицы можно было отлить до пятисот граммофонных пластинок, что значительно ускоряло процесс и снижало его стоимость по сравнению с восковыми записями. Важную роль также сыграли гальванические методы для производства копий и прессование эбонитовых дисков с использованием стальных матриц. В середине 1890-х годов началось массовое производство пластинок под эгидой Berliner’s Gramophone Company. Конкуренты не оставались в стороне, на рынке также появились аналоги граммофона, которые не нарушали патенты Эмиля Берлинера.
Вторым значительным прорывом стала модернизация процесса воспроизведения. Изначально механизм приводился в действие вручную. Механик Элдридж Ривз Джонсон разработал систему пружинного привода, которая вытеснила ручное вращение. Берлинер оценил его изобретение и пригласил Джонсона устранить проблему, чтобы механика граммофона поддерживала постоянную скорость вращения диска. Это значительно ускорило распространение граммофонов. В это же время Джонсон также нашел способ уменьшить посторонние технические шумы при записи и воспроизведении. Однако на Berliner’s Gramophone Company обрушились судебные патентные тяжбы, которые закрыли возможность продажи в США. В результате Джонсон, Берлинер и Леон Форрест Дуглас объединили свои усилия, и на свет появилась компания Victor Talking Machine, вскоре завоевавшая американский рынок, где к тому времени запись уже велась на шеллаковые пластинки. Стандартная скорость 78 об/мин была установлена в 1920-е годы в связи с распространением таких аппаратов и соответствующих пластинок. До этого каждая компания устанавливала свою скорость, варьирующуюся от 74 до 100 об/мин (а у Pathé скорость больших дисков доходила до 120).
Граммофон состоит из следующих элементов:
- Мембрана. Это ключевой элемент устройства, обеспечивающий звуковоспроизведение.
- Тонарм. Он удерживает и направляет мембрану, образуя вместе с ней звукосниматель, и передает звук в рупор.
- Рупор (внешний или внутренний). Он выводит звук для слушателей.
- Механизм на однопружинном или двухпружинном двигателе (позже — на электромоторе). Обеспечивает вращение диска.
- Диск. Он выполняет две функции: регулирует равномерное вращение механизма и служит подставкой для грампластинки с записью.
- Щит или дека. Служит основой для крепления механизма и трубки (рупора).
- Тормоз (включая автоматические версии). Он останавливает механизм при необходимости.
- Стабилизатор. Задает число оборотов грампластинки в единицу времени, регулируя скорость вращения.
- Корпус (футляр).
- Заводная ручка (рукоять). С её помощью запускается механизм.
Кроме этих основополагающих элементов, существуют вспомогательные приспособления, которые не влияют на основной процесс, но улучшат эксплуатацию граммофона.
Чем граммофон отличается от патефона
Многие считают, что граммофон — это устройство с трубой, а патефон — без трубы. Однако это мнение ошибочно, несмотря на свою распространенность. Граммофон и патефон различаются своей конструкцией и способом воспроизведения звука. Эмиль Берлинер запатентовал поперечный способ записи, в то время как патефон от братьев Пате использует глубинный метод формирования звукового канавки, что также сказалось на носителе. На грампластинке спираль выглядит шероховатой, тогда как на патефонной — ее линия ровная: шероховатости уходят вглубь. Первоначально игла патефона двигалась от центра к краю, однако вскоре это было изменено на обратное направление для упрощения работы.
Тем не менее, оба устройства могут выпускать звук как из громкой трубы, так и из рупора, который находится внутри корпуса. Однако мембрана располагается перпендикулярно к оси тонарма на патефоне и параллельно на граммофоне. В результате грампластинки из одного устройства не могут быть воспроизведены в другом — они не взаимозаменяемы. Система звукозаписи Берлинера дает более качественный звук по сравнению с системой братьев Пате, и в 1920-х годах они начали экспортировать свои граммофоны в Америку и на Британские острова. Однако на этом этапе в Советской России уже закрепилось название патефон за портативными устройствами без трубообразных звучателей.
Магнитная лента против долгоиграющей пластинки
В 1888 году американский инженер Оберлин Смит в ходе изучения фонографа Эдисона предложил революционную идею — использовать магнитные принципы для записи звука.
С основной идеей заключалась в том, чтобы создать нить, на которой будут закреплены металлические частицы (например, кусочки проволоки). Если использовать электромагнит и подавать электрические импульсы с микрофона, перемещая нить, то различные участки будут намагничиваться под действием магнитного поля. Это позволит зафиксировать колебания на нити, как это делалось на восковых цилиндрах. Дополнительным преимуществом этой идеи стала бы возможность записывать длительные песни, ограниченные только размерами бобины, на которую она наматывалась, а также избежать шумов, предотвратив царапание иглы при записи.
Однако для воспроизведения такой записи требовалось осуществить обратный процесс — прокладывание намагниченной нити через катушку с той же скоростью, что и при записи. В катушке бы происходило индуцирование тока, который затем преобразовывался в звук динамиком, как в телефоне. Тем не менее, идея не была реализована из-за трудности равномерного распределения металлических частиц по нити.
В 1898 году идею Смита подхватил датский инженер Вальдемар Поульсен, работая в телефонной компании в Копенгагене, и создал устройство, которое он назвал телеграфоном.
Конструктивно телеграфон напоминал фонограф, с вращающимся цилиндром, но вместо фольги или воскового слоя использовал тонкую стальную нить, намотанную на цилиндр. Поульсен экспериментально установил, что четкие участки сплошной проволоки не размагничивают друг друга.
Цилиндр вращался с помощью часового механизма: навитая проволока проходила мимо электромагнитной записывающей головки, что обеспечивало скорость записи около 2 м/с. В зависимости от диаметра цилиндра и плотности намотки получалось записать примерно 40 минут звука, а рабочий диапазон частот колебался от 150 до 2500 Гц. При воспроизведении использовался тот же принцип, а если запись не устраивала, её можно было стереть простым проводом магнитом и записать заново.
За этот новаторский подход Поульсен получил приз на Всемирной выставке в Париже в 1900 году. Его работы, включая первую запись человеческого голоса, сохранившуюся до наших дней, демонстрируют его достижения. Однако качество звука было не идеальным, и уже тогда решить эту проблему с усилителями было невозможно. Поэтому Поульсен изменил проволоку на тонкую стальную ленту, которая наматывалась на катушки — конструкция напоминала будущие магнитные магниты. Использование стальной ленты позволило улучшить качество звука благодаря лучшей ферромагнитной способности.
Кроме того, интересный факт: телеграфон Поульсена использовался в телефонной сети в Дании. Звонящий оставлял запись на телеграфоне, если трубка долго не поднималась, и её можно было прослушать позже. Эта система по своей сути стала прообразом современных автоответчиков.
Многодорожечная запись и появление аудиокассет
Первые опыты по одновременной записи двух различных источников проводились еще в конце 19 века с использованием фонографов. В 1881 году в Париже Клемент Адер разместил на сцене Парижской Оперы два телефонных транслятора, чьи сигналы по проводам шли к кабинам Парижской электрической выставки. Посетители могли ощутить полноценный концерт, слушая его в реальном времени через трубки — это был настоящий стереоэффект.
Возвращаясь к магнитной записи, в 1943 году компания AEG, пионер в области магнитной записи, нашла метод записи двух независимых каналов, используя две магнитные головки. Однако на тот момент технологии воспроизведения ещё не соответствовали.
Ситуация изменилась в 1945 году, когда майору армии США Джеку Малину удалось найти две модели магнитофона Magnetophon K4-HF и 50 катушек магнитной ленты на одной из захваченных германских радиостанций в Бад-Наухайме. Малинов был в восторге от качества записи и решил показать это своим руководителям в Голливуде, ведь теперь было возможно легко монтировать любые музыкальные композиции — вырезая ненужные части пленки и склеивая её.
Малин вернулся домой, вернувшись к модификации немецких магнитофонов вместе с небольшой компанией Ampex. В 1947 году они провели публичную демонстрацию первых моделей, где присутствовали руководители MGM и звезда тех времён — певец Бинг Кросби. Кросби сразу же оценил перспективы технологии: теперь стало возможным записывать его выступления единожды, а затем воспроизводить их с задержкой на обоих побережьях. Он инвестировал $50,000 на производство новых магнитофонов.
В 1948 году появилась первая версия магнитофона Model 200, который Бинг Кросби использовал для трансляции своих выступлений. Обладая ценой 4000 долларов (что эквивалентно стоимости дома на то время), компания Ampex продала 112 магнитофонов.
В том же году Бинг Кросби подарил модель 200 гитаристу-виртуозу Лесу Полу для его домашней студии. Через несколько часов у Пола возникла идея модифицировать устройство, добавив более головок, что позволило ему одновременно записывать новую дорожку и контролировать воспроизведение записанных ранее. Условно можно было бы записать отдельно вокал и отдельно — гитарную партию, подстраивая одно под другое и синхронизируя их.
Эти эксперименты привели к тому, что Ampex разработала 8-дорожечный магнитофон (модель ММ 1000), цена которого составила 10,000 долларов, что было колоссально для того времени. В 1948 году свет увидели его записи Lover и Brazil, в которых гитарист применил технику многослойной записи звука. Просто послушайте это:
Увидев возможности для коммерческой записи музыки, Ampex вскоре выпустила коммерческую версию магнитофона с тремя дорожками (модель 300), который позволил музыкантам записывать стереоканалы для музыкальных инструментов и основной канал для вокала. Эта конфигурация оставалась весьма популярной до середины 1960-х годов, когда группа The Beatles на своей студии Abbey Road записала композицию I Want to Hold Your Hand, используя 4-дорожечную аппаратуру от компании EMI — основного конкурента Ampex. Позже они также перешли на 8-дорожечные записи.
Понятие монтировки и движения рекорда
Специалисты по обслуживанию граммофонов в магазинах, салонах и музеях проводят быструю монтировку устройств, соблюдая правила надежности и высококачественного обслуживания, исключая систему шлюзов при эксплуатации.
В фонографах с валиком закрепление осуществляется легким нажатием, устанавливая валик на конусообразную форму барабана. На граммофонах же пластинка надевается на центральный выступ, включенный в платформу вращения. Во время работы покрытие платформы, выполненное из сукна, обеспечивает изоляцию пластинки от лишних вибраций и толчков. Трение между платформой и пластинкой увеличивается, что исключает проскальзывание.
В начале XX века многие задавались вопросом, как правильно включить граммофон. Хотя большинство знало, как это сделать, сам процесс был трудоемким и занимал много времени. При использовании граммофонов запуск происходит посредством ручного вращения. При этом механическое движение рук передавалось именно на цилиндр. Модель фонографа, разработанная в 1889 году, внедрила поступательное движение мембраны, используя электродвигатель с шаровым регулятором скорости.
Позднее граммофон Берлинера характеризовался использованием записывающего устройства, работавшего на скорости 30 оборотов за минуту. Графофон Тейнтера имел стандартную скорость вращения цилиндра 180-190 оборотов в минуту, где поступательное движение передавалось на записывающее устройство, а не на цилиндр, с представлением скорости 26 мм в минуту.
Фонограф Вернера использовал в качестве двигателя часовой механизм. Его конструкция включает шаровой регулятор и простой тормоз. Данная система оказалась более практичной по сравнению с другими и послужила образцом для создания различных конструкций для передачи звука и записи, включая и патефоны.
Характеристика производства рекордов
Записи, согласно их основным функциям, бывают различных категорий, которые можно разделить на:
- предназначенные для фонограмм;
- служащие для воспроизведения звука;
- объединяющие обе перечисленные выше функции.
Физические свойства записей в этих трех категориях могут существенно различаться. Составы, используемые для их изготовления, постоянно изменяются, зависимо от экономических аспектов и необходимых патентных обновлений.
Общие характеристики записей, предназначенных для записи, включают в себя несколько особенностей:
- Записи не должны стеснять колебания мембраны;
- Фонограмма, проведенная с деформациями, должна оставаться мягкой и сохранять насыщенность стиля до своей обработки;
- Запись с вырезами на поверхности должна использовать твердое вещество, чтобы избежать размазывания и заклинивания стиля;
- Для качественной записи необходимо соблюдать однородность состава материала, чтобы избежать резких изменений в процессе воспроизведения звука;
- Температура работы должна обеспечивать легкоплавкость состава, чтобы не усложнять отливку и не разбегать динамику;
- Стоимость материала считается второстепенным качеством, так как оригинальные матрицы должны быть переливаемыми.
Составы для звукозаписи обязаны обеспечивать четкость воспроизведения. Это достигается благодаря твердости применяемых материалов, позволяющим стирать смещения, находящиеся на поверхности благодаря трению иглы. Также материалы могут выдерживать повышенные температуры (до 150°С) без проблем в процессе отливки и штамповки.
Составы воспроизводящих записей, получаемых под высоким давлением, должны быть однородными, чтобы избежать резких изменений звука при трении и механических ударах. Это отличие от записывающих носителей, так как поверхность записывающей ленты в процессе не наталкивается на препятствия.
В основном для воспроизводящих носителей используют недорогие составы. Требования к ним сильно различаются с требованиями к записи, что подтверждает необходимость разделения процессов звукозаписи и производства звуков в граммофонной индустрии. Поэтому для каждой группы используются специфические составы.
Однако исключением остаются любительские записи — научные, деловые, бытовые и обучающие, используемые в диктофонах. Здесь и запись, и воспроизведение могут обеспечиваться на одном и том же носителе, что удовлетворяет частично их функции.
Применяются также методы объединения различных функций в одном носителе, который можно отверждать поверхность сразу после записи. Например, это приемлемо для целлулоидных валиков Лиоре. Можно использовать и восково-стеаратные записи Пате. Специалисты не признают данный метод идеальным, из-за отсутствия производственной необходимости в настоящее время.
Компания Ретро Мир заинтересована в скупке антиквариата. Мы готовы предложить наличные за старинные артефакты. С удовольствием приветствуем как новых, так и постоянных клиентов, гарантируя индивидуальный подход и высокие цены за покупки.