Shebara Resort является одним из ключевых проектов программы Vision 2030, нацеленной на развитие Саудовской Аравии. Главной особенностью его дизайна являются плавучие виллы, облицованные капсулообразной формой из полированной нержавеющей стали. Эта конструкция задумана так, чтобы минимизировать визуальное воздействие на природу, отражая в себе воду, небо и богатое морское разнообразие рифа, находящегося под ней.
Какие бывают дома на воде и как они появились
Плавучие дома могут отличаться друг от друга как по размеру, так и по уровню мобильности. Некоторые из них представляют собой реальные суда, которые можно использовать в качестве компактной квартиры с возможностью путешествий. Другие варианты более стационарные, но значительно больше, напоминая целые коттеджи, расположенные на воде.
Хаусбот — это, как следует из английского слова houseboat, дом на лодке. Данное судно специально сконструировано для жизни и, благодаря наличию двигателя, может самостоятельно перемещаться по рекам, каналам и озерам.
Дебаркадер — от французского слова débarcadère, что означает пристань. Этот тип жилья на воде больше по размеру, чем хаусбот, и не оснащен двигателем. Дебаркадеры делятся на два типа по своей конструкции:
- Стационарные — это строения, которые неотрывно связаны с берегом и имеют монолитное основание.
- Мобильные — плавучие дома, которые могут быть передвигаемы с помощью буксира.
Исторически, точная дата постройки первого плавучего дома остается неопределенной. Однако известно, что в 1893 году, в результате экономического кризиса в США, тысячи семей покинули свои дома в верхней части долины Миссисипи и были вынуждены жить в самодельных шлюпках, перемещаясь в поисках работы в более промышленные районы. В период с 1930-х до 1960-х годов популярность хаусботов упала, но со временем на рынке начали появляться компании, которые начали активно строить суда с алюминиевыми или стальными корпусами и деревянными надстройками.
Со временем в разных европейских странах стали возникать целые поселки хаусботов и дебаркадеров, включая Англию, Францию, Нидерланды и Германию. Люди переселялись на воду как из-за высоких налогов на землю, так и из-за недостатка свободной территории и высокой стоимости недвижимости в крупных городах.
В России плавучие дома начали появлять интерес в начале 2000-х годов. Тем не менее, спустя два десятилетия их все еще изготавливают лишь несколько компаний. Некоторые люди создают хаусботы сами, чтобы жить в них, в то время как другие проекты часто служат основой для развития бизнеса.
Рассылка Т—Ж о дизайне и недвижимости
Лайфхаки о покупке, ремонте и съеме жилья — в вашей почте раз в две недели. Бесплатно
Убеждаем соседей, что это законно и экологично
Я переехала на дебаркадер восемь лет назад.
Мотивация. С мужем и тремя детьми мы жили в трехкомнатной квартире на Васильевском острове в Санкт-Петербурге и планировали завести еще одного ребенка. Понимали, что нам нужна большая квартира или частный дом, но ни один вариант нас не устраивал. Часть жилья не подходила из-за активной социальной жизни детей, в то время как у нас с мужем была работа в городе, и мы не хотели тратить много времени на дорогу. Подходящих квартир мы не нашли.
Однажды мы наткнулись на объявление в Авито о продаже незавершенного дебаркадера. Хозяин первоначально планировал обустроить там кафе и мини-гостиницу, однако затем отменил эти планы. На тот момент мы уже знали, что в других странах дебаркадеры используются как жилые дома, и решились на подобный шаг.
Недавно, опираясь на наш опыт, я начала проект первого в России квартала плавучих домов, который появится в Галерной Гавани на Васильевском острове в Петербурге. Я верю и надеюсь, что в нашей стране станет больше водожителей.
Оформление. Мы не стали продавать нашу квартиру, где прописаны дети, чтобы купить дебаркадер, а взяли кредит и продали машину. Юридически мы приобрели несамоходное судно с пошлинным основанием — для этого мы получили классификационное освидетельствование от Российского речного регистра, который выдал нам необходимый документ.
После подписания договора купли-продажи мы обновили договор водопользования с комитетом по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности Санкт-Петербурга. Этот документ дает нам разрешение стоять в определенном месте и использовать судно по нашему усмотрению. Информацию о местах разрешенной стоянки можно узнать также в данном комитете.
Летом 2022 года мы переместили дебаркадер с Петроградской стороны на Крестовский остров и сейчас снова оформляем договор водопользования. В нашем случае этот документ необходимо продлевать каждый год. Существуют и долгосрочные варианты на пять и более лет, но они оформляются довольно редко. У нас также есть договор с электрической компанией Россети Ленэнерго — для них, как и для служб доставки, мы указываем адрес ближайшего жилого дома на суше.
Внешний вид. Наш дебаркадер был построен в советский период и имел жилую площадь в 300 м². Когда мы его купили, он находился в ужасном состоянии: ржавый, с мусором внутри, а в трюме была течь. Однако нам достались хорошие стены, окна, мощное железобетонное основание, система отопления и даже камин.
Ремонт занял приблизительно год, поскольку все деньги были потрачены на его покупку. Четвертого ребенка мы привезли из роддома уже в наш дом на воде.
Так выглядел дебаркадер, когда мы его приобрели.
Интерьер. Планировка досталась от предыдущего владельца. Он намеревался создать мини-гостиницу с четырьмя небольшими каютами, однако мы переделали их в детские комнаты с собственными санузлами. В большом пространстве, где изначально планировалось кафе, мы организовали кухню-гостиную, в которой теперь собираемся всей семьей по вечерам.
Что такое хаусбот и как он устроен
Хаусбот — это судно, спроектированное для использования в качестве жилого дома. Его можно рассматривать как самоходный дом на воде, обладающий мобильностью судна и комфортом коттеджа, как объясняет президент компании Houseboat.ru Александр Климчук. Хаусбот включает в себя плавучее основание и жилую надстройку. В моделях эконом-класса плавучее основание часто изготавливается из пластиковых модулей, в более дорогих вариантах — из алюминия или судовой стали. Наиболее распространенные конструкции плавучего основания — это монокорпуса (как у лодок) или катамараны. Обычно в корпус монтируются двигатели, топливные баки и инженерные системы, адаптированные под необходимый уровень комфорта. В бюджетных вариантах используются подвесные моторы, в более дорогих устанавливаются стационарные двигатели, добавляет он.
Цены на хаусботы сопоставимы со стоимостью классических неподвижных жилых домов.
Жилая надстройка часто строится по каркасной технологии, а ее конфигурация, размеры, отделка и содержание зависят от предпочтений и бюджета покупателя. Например, в прошлом году мы собрали самый маленький хаусбот площадью 20 квадратных метров. Заказчик приобрел его с целью сдачи в аренду, и он уже пользуется большой популярностью, — делится президент Houseboat.ru. В настоящее время компания проводит испытания самого крупного в Европе хаусбота морского класса, с общей площадью около 600 квадратных метров, из которых около 300 квадратных метров — жилая часть. Через месяц на воду будет спущен полностью электрический хаусбот: стальной катамаран, предназначенный для круглогодичного использования, добавляет он. Обычно в жилой надстройке размещают гостиную, кухню, спальню, санузел и террасу — то есть все, что необходимо для комфортного проживания. Крыша может быть использована как дополнительное пространство для отдыха — например, для размещения шезлонгов, объясняет генеральный директор компании Вуокса Александр Марков. Важно помнить, что длина хаусбота не должна превышать 20 метров, чтобы соответствовать требованиям маломерных судов. Одна из популярных конфигураций — это хаусбот размером 10 × 12 метров с надстройкой 6 × 8,5 метра. Этот вариант включает в себя две спальни, два санузла, гостиную с панорамными окнами и эксплуатируемую крышу. Получается полноценный дом, но на воде, — подчеркивает эксперт. Хаусбот может быть оснащен системой «Умный дом», что позволяет управлять им через смартфон. На таком плавучем доме можно жить круглый год, путешествовать или остановиться в определенном месте, уточняет он.
Зарубежный опыт В Европе хаусботы завоевали популярность как более доступная альтернатива традиционному жилью, делится Александр Климчук. Чаще всего это либо переделанные в жилые помещения баржи (в странах, как Англия, Франция, Нидерланды), либо современные плавучие дома (например, в Германии, Нидерландах). В США, из-за множества озер, хаусботы обычно служат как плавучие дачи для уикендов и путешествий, что делает их почти всегда оборудование с двигателями; по своему дизайну они напоминают плавучие гаражи с мебелью и бытовой техникой внутри. Российский рынок хаусботов еще находится в стадии формирования, отмечает эксперт. На сегодняшний день в стране насчитывается около десяти производителей хаусботов. При этом количество имеющихся хаусботов удвоилось за последние два года и сейчас составляет более 200. Для сравнения, в США их около 1 миллиона, а в Нидерландах — около 100 тысяч.
Сколько стоит жизнь на воде
Цена хаусботов сравнима с ценами на дачи и квартиры, с которыми они могут конкурировать. Конечная стоимость зависит от размеров, наполненности и используемых материалов: согласно экспертным оценкам, минимальная цена начинается приблизительно с 4–5 миллионов рублей и может достигать десятков и сотен миллионов. Стоимость качественного хаусбота сопоставима со стоимостью новостройки стандарт-класса на окраине Москвы — от 300 тысяч до 400 тысяч рублей за квадратный метр, в зависимости от комплектации, — указал президент Houseboat.ru. Главный показатель, который следует обратить внимание — это более распространенный бюджет покупки хаусбота, который составляет от 6,5 до 7,1 миллиона рублей. За эту сумму можно приобрести хаусбот размером 10 × 12 метров. Срок его строительства составляет около трех месяцев, а сборка занимает от четырех до пяти дней, добавляет эксперт.
В компании Baikal Yachts Group самый доступный хаусбот размером 12 × 6 метров обойдется в 13 миллионов рублей. Он оснащен стационарными двигателями. Самый дорогой хаусбот, соответствующий классификации маломерных судов, размером 20 × 10 метров, оценивается в 120 миллионов рублей. Оба этих хаусбота могут выходить в море, — говорит владелец компании Сергей Гмыра. Кроме цены хаусбота, следует помнить и о расходах на его содержание. Эти расходы включают плату за стоянку, заправку, откачку септика, техническое обслуживание, а также налоги (транспортный налог). Хаусбот может функционировать автономно, используя генератор для получения тепла и света. Обычно на борту имеется станция по очистке воды, позволяющая очищать речную воду до питьевой. По количественным оценкам компании Houseboat.ru, средние затраты на содержание хаусбота составляют примерно 30-40 тысяч рублей в месяц. Эта сумма включает стоимость стоянки в марине, предоставление электричества, подключение к водопроводу и охрану. Техническое обслуживание в среднем стоит от 20 до 40 тысяч рублей в год.
Разновидности
На сегодняшний день на рынке представлено достаточно большое разнообразие моделей плавучих домов. Они могут быть практически любых размеров и планировок, так как часто изготавливаются по индивидуальным заказам и проектам.
По типу корпуса плавучие дома обычно делятся на:
- Многокорпусные (катамараны, тримараны) — встречаются довольно редко;
- Однокорпусные — это наиболее распространенные модели.
Конструкции могут различаться в зависимости от конкретных потребностей. Например, это может быть дом для круглогодичного проживания, дача для семейного отдыха, судно для водных путешествий, рыбацкий или охотничий домик, баня, магазин или даже офис какой-либо компании. В зависимости от этого разрабатываются проекты будущих хаусботов.
Конструкция зависит от того, будет ли судно закреплено на сваях у берега, стационарным или сможет передвигаться по воде с помощью двигателя. При этом тип двигателя может варьироваться по мощности и особенностям.
В каждом случае следует подбирать индивидуальный тип и мощность двигателя.
Плавучие дома также различаются по своим размерам. Они могут быть компактными или, наоборот, очень большими. Длина конструкции может варьироваться от 10 до более 20 метров, а ширина — от 2,5 до 7 метров. Однако наиболее популярными и востребованными являются модели примерно 10 на 5 метров. Поскольку в основном проекты хаусботов создаются индивидуально с учетом пожеланий и финансовых возможностей клиентов, каждый будущий владелец может выбрать именно тот размер, который ему подходит больше всего.
Кроме того, любое плавучее средство может быть дополнительно оборудовано различными декоративными и техническими элементами. Например, на борту может располагаться бытовая техника, специализированное оборудование, в доме может быть бассейн или просторный санузел.
Плавучие дома в России
На территории России плавучие дома начали появляться относительно недавно. В то же время в мире они существуют уже достаточно долго. Первые хаусботы были известны с 1905 года и начали конструироваться в Соединенных Штатах. В США, благодаря большому количеству озер и хорошо развитой туристической инфраструктуре, произошло значительное развитие судостроения, включая создание хаусботов. Эти плавучие объекты зачастую служили не только жилыми помещениями, но и магазинами, ресторанами и отелями.
Европейские конструкции отличались своим дизайном. Они представляли собой жилые надстройки, размещенные на понтонах.
На сегодняшний день на российском рынке производство и реализация хаусботов находятся на стадии становления. В настоящий момент плавучие дома собираются небольшими компаниями или частными мастерами. Однако в 2012 году в Саратове было открыто лицензированное производство алюминиевых американских плавучих домов. С 2013 года саратовская компания «Лодка хаус» полностью адаптировалась к российским условиям и функционирует как независимый производитель.
Также активно проектируются не просто единичные хаусботы, но и целые жилые комплексы, расположенные на водной поверхности. Прогнозируется, что в ближайшее время рынок плавучих домов будет быстро развиваться.
Machogan, Самара
Виктор Мачоган, основатель самарской компании Machogan, занимается производством хаусботов более 10 лет и заслуженно считается одним из самых опытных специалистов России в этой отрасли. Хаусботы Machogan легко узнаваемы благодаря обилию стеклянных конструкций: энергосберегающие стеклопакеты широко применяются в их конструкции. Эти суда строятся на полиэтиленовых модульных основаниях, которые производит сама компания. В зависимости от массы надстройки применяется либо катамаран, либо тримаран в основании хаусбота. Бортовые системы имеют высокий уровень автономности: электроснабжение осуществляется за счет генератора, инвертора и аккумуляторов большой емкости; автоматическая станция водоснабжения обеспечивает фильтрацию и подачу воды, а система очистки стоков функционирует так же, как в коттеджах. Один из принципов Machogan заключается в создании хаусботов, которые не были бы слишком дорогостоящими в производстве и эксплуатации.
Виктор Мачоган, основатель компании Machogan
Мне кажется, что наш бизнес трудно назвать промышленным: все свои хаусботы я создаю под заказ. Конструкции в целом одинаковы, но отличаются по специфике: например, у зимнего варианта теплоизоляция мощнее, все инженерные системы расположены внутри помещений, а трубопроводы со специальными кабелями для обогрева предусмотрены на случай замерзания. Понтоны изготовлены из полиэтилена не только по причине низкой стоимости. Для длины судна 40-50 метров имеет смысл применять стальные конструкции, а для судов до 20 метров (под классификацию ГИМС) я считаю более эффективным использовать полиэтиленовые понтоны. Легкий и морозостойкий полиэтилен способен выдерживать вмерзание в лед и значительно ускоряет процесс строительства. Сталь, как и любой другой материал, имеет свои плюсы и минусы. Она прочная, но подвержена коррозии, требует защиты и контроля состояния. К тому же создание крупного стального корпуса требует значительных затрат и навыков, что доступно не каждому.
Необходимо задуматься, нужен ли вам хаусбот для зимнего использования. При моей технологии строительства зимний вариант увеличивается в цене несущественно — на 20–25%. Однако важно оценить целесообразность дополнительных трат на зимнюю эксплуатацию: дело это довольно сложное. Если только вы не строите крупный корабль, который действительно будет служить полноценным домом, ведь большой хаусбот всегда требует значительных расходов на хранение.
Machogan SX — хаусбот имеет длину 18,27 метра и ширину 7,9 метра. Площадь закрытых помещений составляет 98 квадратных метров, дополнительно имеются обширные открытые палубы.
Дом на воде как называется Все о хаусботах
Здесь вы найдете всю самую интересную информацию о плавучих домах и о жизни в совершенно другой реальности — на воде.
О нас
Блог
Приложения
Платформа
Это, безусловно, одна из самых миниатюрных плавучих саун в мире, расположенная на Женевском озере. Несколько лет назад ее спроектировал молодой дизайнер Тролле Рудебек Хаар в рамках своего выпускного проекта Лозаннского университета искусств и дизайна.
Идея саун как концепции возникла у Хаара после года проживания в Финляндии, в культуре которой водные процедуры занимают важное место. В результате появилось скандинавское название для сауны — Löyly.
Площадь сауны составляет всего 2,2 квадратных метра. Она целиком изготовлена из дугласовой пихты, типичной для региона, и обработана тиковым маслом для улучшения водонепроницаемости. Раздвижные двери напоминают японские ширмы сёдзи. Внутри расположены только скамейка и дровяная печь, а из окон открывается живописный вид на Альпы.
Максимальная вместимость сауны составляет три человека. Каждый элемент был продуман так, чтобы конструкция оставалась устойчивой и не погружалась в воду.
Примечательно, что данная сауна была построена всего за шесть часов и закреплена на плавучей платформе. Она легко разбирается и может быть перемещена в любое другое место по желанию владельца.
Считается, что осень — лучшее время для начала новой жизни. Это также идеальный период для постройки собственного плавучего дома: он будет готов к спуску на воду к началу летней навигации.
✔️Кстати, в России приобрести желаемый хаусбот стало гораздо доступнее — оплату можно осуществлять частями в течение шести месяцев. Узнайте подробности у @houseboat_ru и решитесь на покупку, пока не образовалась большая очередь.
Кроме того, до конца года все покупатели хаусботов любой модели получают в подарок надувной бассейн-джакузи St. Moritz AirJet. Он обладает подогревом, теплосберегающим тентом и умной системой аэромассажа (180 струй пузырьков).
Джакузи можно установить как на палубе, так и в помещении; его стильный дизайн, имитирующий дерево снаружи и мозаику внутри, станет отличным дополнением любого плавучего дома.
Этот комфортный джакузи можно смело брать с собой на российские реки в любое время года, а он удобно вмещает нескольких человек!