Управление мотоблоком осуществляется посредством двух длинных рукояток. Оператор, используя их, регулирует равновесие агрегата, что требует значительных усилий. В отличие от мотоблоков, предназначенных для двухосного исполнения, которые лишены этого недостатка, подобные модели стоят значительно дороже и имеют большую потребность в топливе.
Тележка для мотоблока своими руками
Мотоблок представляет собой важный и универсальный инструмент, который прекрасно подходит для работ на приусадебных участках и в саду. С его помощью можно без особых усилий обрабатывать землю и перевозить различные грузы, такие как инструменты, сено, урожай, удобрения, семена и даже дачный мусор. Если базовая модель мотоблока не оснащена прицепом, это не беда, так как сделать самодельную тележку для мотоблока — это вполне выполнимая задача.
Мотоблоки классифицируются на: легкие, средние и тяжелые (профессиональные). Эти типы отличаются по массе, мощности и функциональным возможностям. Мотоблок может быть оснащён различными дополнительными устройствами, такими как окучники, грунтозацепы, плуги, картофелесажалки, косилки и мотоблочные грабли. Мотокультиваторы также могут выполнять задачи по обработке почвы, но они имеют более узкую функциональность, предназначаясь в основном для этой одноцельной операции, зачастую с ограниченными дополнительными возможностями.
Достоинства самодельной тележки
Преимущества самодельных тележек
- незаменимое устройство для работы на приусадебном участке;
- при сборке используются доступные материалы и технологии;
- существенная экономия денег, так как стоимость нового прицепа начинается от 12 тысяч рублей, а б/у — от 8 тысяч и выше.
Недостатки заводских тележек:
- не всегда можно найти прицеп, соответствующий всем необходимым параметрам;
- технические характеристики и качество часто не оправдывают завышенных цен.
Советы
Вот рекомендации от опытных мастеров по созданию собственного прицепа к мотоблоку:
- для изготовления кузова лучше использовать стальной оцинкованный лист толщиной минимум 1 мм. Если вы решите выбрать деревянные доски, учтите, что они подвержены воздействию влаги. Пластиковые варианты также подойдут: этот материал экономичен и устойчив к влаге, но его прочность оставляет желать лучшего. Для большей прочности дно желательно делать двойным, а конструкцию стоит дополнить ребрами жесткости;
- как колеса целесообразно использовать модели от мотоциклетной коляски или адаптировать колеса от легковых автомобилей (например, Жигули или Москвич). Не забывайте, что размер колес также влияет на проходимость прицепа: чем они больше, тем лучше;
- не стоит перегружать конструкцию ходовой части, так как это может снизить полезную нагрузку тележки;
- если вы намерены создать прицеп для культиватора с функцией самосваливания, будет разумнее приобрести готовый узел для его крепления, так как самостоятельное изготовление может оказаться сложным и трудоемким. Готовые детали в большинстве случаев обходятся недорого и существенно экономят ваше время;
- для создания рамы стоит применить профильные трубы квадратного или прямоугольного сечения. Также можно использовать металлический уголок;
- рекомендуется скреплять детали тележки с помощью сварки, так как болтовое соединение менее надежно. Лучше всего применять оба метода в совокупности.
Срок службы самодельного прицепа во многом зависит от качества материалов, использованных при его изготовлении, а также от надежности соединения элементов конструкции.
Необходимые инструменты и материалы
Перед тем как приступить к изготовлению прицепа, следует подготовить необходимые материалы и инструменты.
- трубка квадратная профильная (40×40 мм или 50×50 мм, для рамы);
- металлический уголок (толщина – 3 мм, ширина полки – 30–40 мм);
- колеса (2 шт., с пневматическими шинами). Обычно используют колеса от мотоцикла или автомобиля (Жигули, Москвич), так как они обеспечивают хорошую проходимость;
- мост или стальная труба для оси;
- фанера, пластик или железный лист (1–2 мм, для кузова);
- болты, гайки и другой крепежный материал;
- краска.
- угловая шлифовальная машина (болгарка);
- дрель;
- сварочный аппарат;
- молоток;
- набор гаечных ключей;
- кисть.
При ручном изготовлении прицепа для мотоблока рекомендуется использовать чертежи конструкции.
Прицепное устройство для мотоблока своими руками
Сегодня можно купить почти всё. Однако гораздо интереснее и иногда более эффективно сделать нужный элемент своими руками.
Необходимые материалы и инструменты
В процессе работы потребуются металлические трубы: круглые и профильные, с размерами 60×30 мм и 25×25 мм², а также разнообразные стальные компоненты, такие как уголок, швеллер и пруток. Металлический лист также понадобится. В зависимости от доступных материалов могут потребоваться изменения в предложенных размерах на чертеже.
Сложные узлы, например, ходовую часть прицепа, сложно изготовить в условиях гаража. Лучше взять такие элементы от списанных заводских образцов. Например, вы можете использовать детали подвески от автомобиля Запорожец или старого Москвича. Конечно, механизм нужно будет разобрать, провести ревизию и заново собрать, но это вполне по силам опытному мастеру.
Для работы потребуется надлежащий набор слесарного инструмента: рабочий верстак, тиски, сверлильный станок и электродрель, молотки, напильники, сверла, плоскогубцы, гаечные ключи, шуруповерт, ножовка по металлу и болгарка. Полезно будет иметь доступ к токарному станку и знать основы сварочных работ.
Чертежи с размерами для прицепа к мотоблоку
Создание набора конструкторской документации (КД) — это первый шаг в создании любого сложного изделия. Характерная черта работы самодельщика заключается в том, что его материальные возможности не всегда совпадают с его творческими планами. Поэтому создавать детализированные чертежи иногда преждевременно. Однако общий чертеж всей конструкции с примерными размерами обязательно нужно разработать. В процессе работы размеры могут быть скорректированы под реальные возможности мастера.
Изготовление самодельного прицепа для мотоблока своими руками
Процесс создания любой машины обладает похожей системой: сначала изготавливаются все компоненты, а затем начинается сборка.
Рама корпуса
Первым делом нужно создать раму — основу, к которой будут присоединяться другие детали. При этом удобно поэтапно примерять любые новые элементы, чтобы убедиться в их совместимости. Как правило, рама представляет собой прямоугольную конструкцию размером примерно 1500×1000 мм.
Ходовая часть
Как правило, опытные самоучки советуют использовать задний мост от списка легкового автомобиля (например, Таврии). Конечно, все подвижные элементы необходимо разобрать, тщательно очистить от загрязнений и смазать.
Кузов, обшивка каркаса
Цель создания прицепа — это возможность перевозки грузов. Следовательно, потребуется изготовить кузов. Когда основа готова, переходите к установке бортов. Они могут быть изготовлены из дерева, пластика или профилированного листа. Деревянные борта менее долговечны, пластиковые имеют низкую прочность, а металлические стоят дороже, но служат намного дольше. Если вы выбираете стальные борта, их стоит дополнительно укрепить рёбрами жесткости. Деревянные детали требуют обработки специальным составом для защиты от гниения. Также рекомендуется, чтобы задний борт мог открываться.
Тормоза на прицеп к мотоблоку своими руками
Каждое транспортное средство должно быть укомплектовано тормозной системой, и сцепка между мотоблоком и прицепом также требует этого. Хотя запрещается использовать такие прицепы для передвижения по улицам, установка тормозов является необходимой для вашей безопасности. На рисунке представлен механизм, срабатывающий от ножной педали, который можно зафиксировать на стоянке с помощью мебельной защелки. Если имеется такая возможность, можно использовать настоящие автомобильные тормоза.
Прочие детали
Одна из самых простых дополнительных деталей — это сидение механика и даже пассажира. Уровень комфорта зависит от предпочтений и фантазии разработчика. Полезным дополнением может стать стояночная подставка для балки прицепа. На стоянке она просто опускается вниз, обеспечивая горизонтальное положение прицепа.
Необходимость тормозов
Однозначно стоит добавить к самодельному прицепу ещё и систему тормозов. В противном случае спуск с холма может привести к трагическим последствиям. Тормоза для тех тележек, как правило, берут с других транспортных средств, например, с автомобилей или мотоциклов. Подходящим решением является установка стояночного механизма, который позволяет зафиксировать прицеп в неподвижном состоянии на длительное время, остановить его в движении или оставить под углом. Для его активации нужно просто нажать на рычаг или педаль.
Для реализации вышеописанной функции вам могут понадобиться мотоциклетные тормозные барабаны и колодки, а также спицы от мотоциклетного колеса. Процесс переделки включает использование сварочного аппарата и пассатижей. Тросы и тяги, которые были использованы ранее, следует снять, а новые обработать у специалиста. Затем барабаны надеваются на ступицы и фиксируются сзади. Образовавшееся свободное пространство между усилителями стоит заполнять обычной металлической проволокой.
Далее диски устанавливаются на ось и крепятся при помощи втулок. Сваркой также стоит зафиксировать маленький кусочек металлической детали, например, уголка, чтобы предотвратить смещение диска. Тросы монтируются на барабаны и протягиваются до места, где водитель сможет активировать тормоза, как правило — это рычаг или педаль.
О том, как изготовить тележку для мотоблока своими руками, вы можете ознакомиться в следующем видео.
Делаем простой прицеп для мотоблока своими руками
Полностью повторить существующую конструкцию бывает сложно, так как у всех нас разные материалы и комплектующие, опыт в самодельстве и условия эксплуатации прицепа. Основными компонентами конструкции являются подвеска и рама, именно с них и начнём.
Чаще всего в качестве основы для подвески используется задняя балка от легкового автомобиля, например, «жигулевская» модель, вместе со ступицами от переднеприводных автомобилей. Это простое и надежное решение.
Балка крепится к раме прицепа в вертикальном положении. В результате платформа получается довольно высокой, и размеры прицепа подстраиваются под размеры балки. Этот вариант может вовсе не подойти для легкого мотоблока с воздушным двигателем.
Чтобы уменьшить размеры подвески, можно вырезать центральную часть балки, а вместо нее приварить трубу сечением 50×50 мм нужной длины в качестве оси. В данной конфигурации взрослый человек сможет легко перемещать тележку самостоятельно. Более подробно процесс создания этой конструкции можно увидеть в следующем видео.
Теоретически можно использовать заднюю балку от любого легкового автомобиля. Однако, как правило, более удобно использовать заднюю подвеску от маломощного переднеприводного автомобиля, поскольку они легче и меньше. Подойдут подвески от автомобилей, таких как Ока.
На этом фото представлены два варианта прицепов с задним мостом от классической «четвёрки» ВАЗ в качестве оси. Редуктор следует извлечь, а его место закрыть металлической пластиной на болтах. Полуоси нужно вытащить, укоротить до 200 мм и вставить обратно. Практика показывает, что они надежно удерживаются на подшипниках и не выходят наружу. Мост следует сварить к раме при помощи двух укосин с каждой стороны.
Прицеп с мягкой подвеской будет гораздо комфортнее, хотя он сложнее в изготовлении. Груз не будет подпрыгивать в тележке при движении по ухабам, тем самым обеспечивая езду без лишних нагрузок. Тем не менее, установки рессор и пружин одновременно может оказаться излишним решением, но создание рычагов на сайлентблоках может быть выполнимой задачей.
Тележка, предназначенная для перевозки сыпучих материалов, должна иметь возможность откидывания. В приведенном примере рама создаётся из уголка 50×50 мм. К её задней части и кузову приварены петли. Ось тележки устанавливается точно по центру тяжести груза. Для разгрузки прицеп нужно поставить на подставку, отсоединить от мотоблока и затем наклонить, поднимая дышло вверх. Важно быть внимательным, чтобы не допустить резких движений дышлом.
Тормоза, сцепка, ступицы и прочие узлы
При сборке прицепа для мотоблока своими руками неизбежно возникает необходимость в проектировании тормозной системы, сцепного устройства, стояночного упора и других конфигураций. Рассмотрим возможные решения и выберем подходящие варианты.
Грузоподъемность тележки, превышающей 350 кг, обязательно требует установки тормозов, иначе тяжелый груз может неожиданно толкать мотоблок в неподходящие моменты.
Самым простым решением является конструкция тормозов на основе тормозного цилиндра и педали от любого автомобиля. Если у вас есть рабочие тормозные цилиндры и колодки в подвеске, их необходимо соединить медными трубками с главным тормозным цилиндром и цилиндром педали.
Для тяжелого прицепа потребуется установка стояночного тормоза, который можно взять от любого легкового автомобиля и который нужно будет прикрепить к раме рядом с местом водителя. Если у вас имеются стандартные механические приводы тормозов в задней подвеске, их следует соединить с рычагом ручника с помощью троса необходимой длины. Гидравлические и механические тормоза нужно будет тщательно протестировать перед погрузкой прицепа.
Сцепка является важным элементом конструкции прицепа. В простейшем варианте к дышлу сварена труба с просверленным отверстием под кольцо. У мотоблоков с воздушным охлаждением диаметр составляет обычно 16 мм, для водяного охлаждения — 20 мм. В данном примере предусмотрена дополнительная страховка в виде цепи, которая крепится другим концом за палец в боковом отверстии сцепки.
Иногда в качестве поворотного элемента сцепки используется кардан. В этом случае боковые элементы крестовины следует заварить, чтобы исключить опускание дышла тележки.
При использовании четырехколесного прицепа возможно применение заводской автомобильной сцепки. В этом случае потребуется переходник с шаром, прикрепленный к мотоблоку.
Рассмотрим несколько возможных решений переходников для присоединения прицепа. Первый вариант — это тот самый шар, который был упомянут ранее, он совместим с четырехколесным прицепом. Два других варианта представляют собой втулку, приваренную к стержню, который может вращаться в трубке. Втулка вставляется в сцепное устройство мотоблока и фиксируется пальцем. Трубка приваривается к дышлу прицепа, что позволяет тележке свободно поворачиваться в обе стороны при движении, а также наклоняться на неровной поверхности. Высота втулки должна составлять 60–70 мм (в зависимости от конструкции мотоблока).
На стоянке тележке может потребоваться упор. Конструкция с пружиной напоминает упор велосипеда и позволяет фиксировать штангу в двух положениях.
Надежные запоры заднего борта можно изготовить из полосного металла, прутков и патрубка. Для этого вам понадобятся болгарка и сварка.
На небольшом прицепе можно закрепить обычные шпингалеты. Однако стоит учитывать, что боковые борта не должны наклоняться, иначе соединение может сначала разъединиться и привести к различным непредвиденным ситуациям.