Навес-пристройка — это идеальный вариант для участков с ограниченным пространством, где дом расположен близко к входу. Важно, чтобы перед домом было достаточно места для установки навеса, а также для организации парковочной зоны.
Делаем навес своими руками: пошаговая инструкция
Каждый владелец загородного дома рано или поздно задумывается о строительстве навеса. Это полезная структура, которая, как говорится, всегда пригодится. Но какие материалы выбрать и как правильно построить навес, чтобы он служил долго и не требовал значительного ухода? Данная статья предлагает практические рекомендации.
- Строим навес: для чего и из чего
- Чертёж навеса
- Выбор и установка опорных столбов
- Установка несущих балок
- Монтаж обрешётки
- Установка кровельного покрытия
- Вывод
Строим навес: для чего и из чего
В зависимости от пожеланий владельцев и назначения, существует несколько типов навесов:
- Навес для автомобиля. Он защитит ваше транспортное средство от непогоды и солнца. Чтобы обеспечить комфортную парковку под навесом, сделайте пространство достаточно большим. Для этого к ширине автомобиля нужно добавить около 1 метра с каждой стороны. Таким образом, вы получите ширину навеса. Длину навеса следует увеличить на 1 метр, добавив это расстояние к длине автомобиля от капота до багажника. Эти расчёты помогут вам определить оптимальный размер навеса для вашего автомобиля.
Навес для автомобиля
- Навес для отдыха или детской площадки. Этот тип навеса обеспечит защиту от палящего солнца и дождя, создавая комфортное пространство для проведения времени на свежем воздухе.
- Навес для бассейна. Он предотвратит попадание листьев и других загрязняющих элементов в воду, сохраняя её чистоту.
- Навес для сельскохозяйственных нужд. Здесь можно хранить инструменты, дрова для зимы и другие вещи.
Снопы сена под навесом
Поскольку навес будет находиться на улице в течение всего года, необходимо выбирать надёжные и стойкие к внешним нагрузкам материалы.
На этапе проектирования важно определиться с материалом для строительства:
- Металл. Строительство навеса из металла — задача, требующая особых навыков. Процесс схож с возведением конструкции из дерева, однако металлические элементы легче обрабатывать и соединять. Если у вас есть сварочный аппарат, трубогиб и пила по металлу, создание металлического каркаса не будет сложной задачей. Для небольшой конструкции площадью около 5 м² подойдет профильная труба размером 40х40 мм, для более крупных — используйте 60х60 мм. Столбы и фермовые элементы можно приобрести готовыми, либо заказать заготовки и сделать распил самостоятельно.
Важно:
Обратите внимание, что металлический каркас, хоть и будет находиться под крышей, всё же будет подвержен воздействию дождевой воды и снега, что может вызвать коррозию. Чтобы снизить риск ржавчины, рекомендуется заранее покрасить каркас, ещё до монтажа. Это значительно упростит задачу, так как после сборки нужно будет лишь обработать и покрасить места соединений.
- Дерево. Деревянные конструкции легче возводятся и требуют меньше усилий на этапе монтажа. Однако следует помнить, что дерево может гнить при контакте с влагой и почвой. Для предотвращения этого используйте влагозащитные пропитки — нанесите 2-3 слоя, что существенно продлит срок службы как самих брусьев, так и всей конструкции.
Общие принципы
В качестве опор для навеса чаще всего используются металлические столбы. Чаще всего это профильные трубы квадратного или прямоугольного сечения. Однако прежде чем приступить к установке, необходимо определить оптимальную глубину их погружения, которая зависит от климатических условий региона.
Например, в средней полосе России земля промерзает в среднем на 1,2 м. Соответственно, опоры должны быть заглублены как минимум на эту глубину. Если высота вашего навеса составит 3 метра, длина столба должна быть не менее 4,2–4,5 метра. В северных регионах глубина замерзания может достигать 2 метров и более, тогда как в южных — всего 50–80 см.
Перед началом работ участок нужно очистить от мусора, выровнять и обозначить места установки опор при помощи колышков.
Существует четыре наиболее распространенные технологии монтажа навесов:
- бетонирование,
- бутование,
- установка с использованием винтовых свай,
- буронабивные сваи.
Бетонирование
Классический метод бетонирования считается самым прочным и надёжным способом установки навесных конструкций. Эта техника практически исключает вероятность расшатывания опор, делает столбы более стабильными при высоких нагрузках и удлиняет срок службы навеса.
Для бетонирования вам понадобятся бетонные смеси марок не ниже М400 или М500. Обычно состав для раствора имеет следующие пропорции:
Желательно, чтобы смесь имела консистенцию, схожую с густой сметаной.
- Сначала буром создаются скважины, которые должны быть ниже уровня промерзания грунта минимум на 20 см.
- На дно ям укладывается дренажный слой из песка и гравия (в случаях полного бетонирования).
- Согласно полученным размерам в центр скважины устанавливается столб, который затем заливается бетоном.
Существует два варианта бетонирования: частичное и полное. При частичном бетонировании нижние 40–50 см столба засыпаются грунтом и тщательно утрамбовываются, в то время как лишь верхняя часть заполняется цементом. Это более экономичный и упрощенный вариант. Полное бетонирование предполагает заполнение раствором всей длины ямы. В этом случае не забудьте про устройство дренажного слоя внизу ямы.
Бетон «схватывается» в течение 24 часов, а полное застывание происходит за 20 дней.
Обратите внимание! Метод бетонирования обычно применим только на устойчивых почвах, где не происходит движений грунта и где исключены подтопления. Если вы забетонируете столбы на пучинистых грунтах, то во время морозов ваш фундамент может расширяться и поднимать опоры, что приведет к образованию трещин в конструкции.
Бутование
Метод бутования грунтом или сухого бетонирования является универсальным способом установки опор под навес, который подходит почти для всех типов почв, включая влажные, подверженные зимнему пучинистости или имеющие высокий уровень коррозийной активности.
Суть данной технологии заключается в том, что в предварительно подготовленной лунке грунт заменяется более плотными и твердыми материалами. Давайте рассмотрим последовательность работы:
- С помощью специального бура создается лунка, диаметр которой должен превышать размер диаметра опоры на 20 см. Это необходимо, чтобы оставалось достаточно места для утрамбовки.
- С помощью ударного инструмента столб вбивается на необходимую глубину.
- Оставшееся свободное пространство заполняется смесью песка и гравия. Также можно использовать битый кирпич или мелкий щебень.
- Укладка засыпного материала производится послойно, каждый слой в 20 см нужно утрамбовывать и проливать водой для обеспечения компактности.
Заключение
Как видно, существует множество вариантов монтажа навесов к земле. Выбор подходящей технологии зависит от:
- типа почвы в вашем регионе,
- рассчитанных нагрузок,
- климата.
Бетонирование лучше всего использовать в песчаных или черноземных почвах, где глубина промерзания достигает не более 120 см. Бутование считается более универсальным методом и может использоваться даже на влажных грунтах, подверженных сезонному пучению. Для небольших и легких навесов можно рассмотреть вариант установки на свайно-винтовых опорах.
Перед началом работ необходимо провести тщательный анализ участка: определить глубину залегания грунтовых вод и узнать уровень промерзания земли в вашей области. Учитывая все эти нюансы, можно установить надежные и долговечные опоры для навеса.
Столбы для навеса из профилированной трубы
Металл является прочным и долговечным материалом, способным служить опорой для навеса на протяжении десятилетий. Использование металлических столбов для навеса — это один из самых надежных и крепких вариантов тарирования, который при этом неплохо укладывается в бюджет.
В качестве стоек чаще всего выбирают профилированные металлические трубы различных диаметров. Перед установкой в грунт нижнюю часть этих труб стоит покрыть антикоррозийной эмалью, что значительно продлит срок службы опор, и полимером для обеспечения гидроизоляции.
Столбы для навеса из профильной трубы применяются в самых различных случаях:
- для создания надежного основания для навесов из поликарбоната, древесины, металлического профиля;
- в условиях влажных и насыщенных грунтов;
- для выполнения работ по монтажу основания под фермы;
- для установки каркаса, который будет служить долго и без необходимости замены.
Несмотря на более высокую стоимость металлических столбов по сравнению с деревянными, их срок службы значительно превышает, они не требуют ремонта, и обладают большей эстетикой и возможностью многократной окраски.
Опоры из кирпича
Кирпичные столбы выглядят стильно и основательно, однако такие опоры являются одними из самых дорогих и трудоемких в установке. Кирпичные опоры прекрасно смотрятся на фоне фасадов или заборов, выполненных из того же материала, созданных под любые навесы. Поликарбонат, установленный над кирпичными опорами, эффектно преломляет солнечный свет, добавляя красоты конструкции.
Для строительства можно использовать красный, белый или силикатный кирпич, выбор зависит от эстетики участка.
Аналогично можно использовать декоративный камень для создания опор.
На какую глубину устанавливают опорные столбы?
Глубина, на которую следует закладывать опоры, определяется исходя из уровня промерзания грунта. Например, в Московской, Владимирской и близлежащих областях эта величина составляет 1,2 метра. Исходя из этого, при высоте навеса в 3 метра, каждый столб должен иметь длину минимум 4,3 метра (это значение учитывает часть, находящуюся под землёй). В южных регионах цифры будут меньше, а в северных — больше.
Невыполнение этого правила может привести к сдвигу опор из-за сезонной деформации грунта, что нарушит геометрию конструкции и целостность всей постройки.
Способы монтажа столбов
Выбор оптимального метода установки зависит от характеристик грунта, доступных ресурсов и желаемой прочности конструкции. Вот несколько распространенных вариантов:
- Вбивание или вкручивание свай из металла или древесины в грунт. Этот процесс требует значительных физических усилий, но в процессе уплотняется почва, создавая надежную опору для столба. Данная технология обычно используется в каменистых грунтах с низким уровнем грунтовых вод.
- Армирование. Данная методика обеспечивает надежное крепление опор без глубокого погружения в землю. Для этого достаточно выкопать небольшую яму (до 700 мм), вставить в нее четыре арматурных прута и прикрепить их к основному столбу.
- Бетонирование в подготовленных углублениях. Столб устанавливается в предварительно выкопанную ямку и заливается бетоном.
На частных земельных участках чаще всего используется метод бетонирования, так как он не требует больших затрат и не требует наличия сложного оборудования — достаточно бетономешалки и ямобура (можно использовать ручной или электрический инструмент).
Как правильно расположить навес на участке
Для удобства расположите навес ближе к въезду на участок, это упростит уборку снега зимой. Перед конструкцией должна свободно оставаться площадка размерами не менее 5 м в ширину и 3 м в длину, чтобы обеспечить возможность развороту автомобиля.
При наличии откатных автоматических ворот с дистанционным управлением, навес можно установить прямо за ними. Но в этом случае рекомендуется также предусмотреть альтернативный заезд на участок для доставки крупногабаритных грузов: таких как песок, земля, дрова или строительные материалы.
Форма крыши
Крыша навеса может быть односкатной, двускатной, вальмовой или радиусной. Чтобы крыша не испытывала слишком больших ветровых нагрузок и не «парусила», её делают низкой. Уклон крыши также будет небольшой, и она сможет выдерживать столько же снега, сколько и земля. Эти факторы необходимо учитывать при проектировании, чтобы крыша могла справиться с нагрузками и весом снега, который может достигать нескольких тонн.
Для большинства регионов России, даже с сильными зимами, достаточно расстояния между опорами навеса до 3 м. Это почти гарантирует выдерживание крышей нагрузки от снега. При увеличении расстояния потребуется делать дополнительные расчёты и укрепления конструкции.
Односкатная
Навес с односкатной крышей с уклоном в одну сторону проще всего установить. Такие крыши чаще всего ставятся на навесы шириной до 3–4 м. Для обеспечения уклона одной стороны конструкции достаточно поднять её на 0,5 м.
Чем шире навес, тем выше потребуется одна из его сторон. Рекомендуемый уклон составляет 10°, что эквивалентно 18 см на 1 м. Если ширина навеса составляет 6 м, одна сторона должна быть на целый метр выше другой — это крайне много. При сильном ветре, дующем со стороны высокой стороны навеса, эта крыша будет работать как крыло самолета, создавая подъемную силу, способную опрокинуть конструкцию. В то время как при ширине от 3 до 4 м разница в высоте сторон составит около 0,5 м, что значительно снизит риск того, что крыша утянет конструкцию.
Чем шире и выше навес, тем большим нагрузкам будут подвержены опорные столбы и стропила. Поэтому столбы навеса односкатной конструкции обязательно нужно надежно укрепить в основании. Стропильная система для навеса должна быть выполнена из длинных досок, что требует соблюдения правил, чтобы избежать прогибов и обрушений под весом снежного покрова. Для этого стропильные балки следует усиливать, используя дублирующие брусья или массивные доски большого сечения, например, 150 x 50 или 200 x 50 мм.
Деревянный каркас навеса с односкатной крышей
Двускатная
Проектирование и сборка навеса с двускатной крышей требуют больше усилий, чем с односкатной, но такая крыша позволяет создать навес шириной до 6 м. При равной ширине у двускатной конструкции уклон будет значительно круче по сравнению с односкатной, а сами скаты — короче, что гарантирует более быструю очистку крыши от снега. Кроме того, такая конструкция лучше справляется с нагрузками ветра и обеспечит большую жесткость всей конструкции.
Двускатная крыша эффективно защищает пространство под навесом от наклонных дождей и снегопадов. Чтобы ветер не задувал снег и дождь под конек крыши, фронтон обшивают деревянной вагонкой или сайдингом.
Навес для автомобиля с двускатной крышей, где фронтон обшит вагонкой, что придаёт конструкции дополнительный стиль. Источник: shutterstock.com