Создание модели из фанеры начинается с качественно составленных чертежей. Для новичков существует множество информации и руководств в интернете, либо можно приобрести готовые чертежи в специализированных магазинах. Чертежи, выполненные опытными конструкторами на чертежной бумаге, позволяют досконально разобраться во всех углах и особенностях строения.
Самодельные лодки из фанеры
Не каждый сможет позволить себе приобрести готовую лодку, поскольку цены на них довольно высокие. К тому же, многие конструкции не всегда отвечают индивидуальным требованиям клиентов. Например, надувные лодки часто остаются ненадежными, так как легко могут быть повреждены в сложных условиях эксплуатации. Это вызывает необходимость в изготовлении лодки своими руками из фанеры. Процесс создания маломерного плавсредства начинается с простых зарисовок, которые затем перерабатываются в более профессиональные чертежи.
Этот увлекательный процесс под силу лишь тем рыбакам, которые постоянно находятся в творческом поиске. Более того, построение лодки может служить важным фактором самоутверждения. Тем не менее, если взглянуть на процесс объективно, то в нем нет ничего чрезмерно сложного.
Лодка своими руками из фанеры
Небольшое плавсредство, способное вместить 2-3 рыболова и имеющее небольшой вес, можно легко построить из фанеры, одного из наиболее доступных материалов для строительства. Лодка может передвигаться не только с помощью весел, но и с использованием лодочного мотора или паруса. Для этого не требуются особые профессиональные навыки, что делает данное занятие доступным даже для новичков.
Фанера обладает достаточной прочностью для создания небольших судов, и даже более дорогих яхт, где она также широко используется. Кроме того, её легко обрабатывать с помощью как электрических, так и ручных инструментов.
При установке мотора такая лодка может развить хорошую скорость и продемонстрировать отличные ходовые характеристики. И, безусловно, фанерная лодка гораздо надежнее надувной модели.
Развеем сомнения
С усмешкой услышав фразу «лодка из фанеры», некоторые пессимисты могут покрутить пальцем у виска, утверждая, что это совершенно невозможно. Мол, создать настоящее плавсредство из тонкой фанеры, способное выдержать больше одного человека, кажется утопией. Однако на самом деле это вполне осуществимо. Более того, можно построить не просто небольшую плоскодонку, но и полноценную парусную яхту. Если на усиленном транце установить небольшой лодочный мотор, а на носу сделать кокпит, получится нечто вроде катера. И это не просто байки, а реальность.
Фанера существует в различных толщинах и прочностях. Выпиливать из неё детали требуемых размеров и форм гораздо проще, чем из обычных деревянных досок. Кроме того, она отлично гнётся, что позволяет придавать бортам необходимую округлость. В современном мире также имеется множество средств для обеспечения влагостойкости фанерной лодки. Поэтому тем, кто решил взять на себя задачу по самостоятельной постройке лодки, потребуются лишь три вещи: желание, ум и руки, готовые к работе. Всё остальное легко найти.
Преимущества фанерной лодки просто нельзя переоценить:
- Небольшой вес. Простая плоскодонка весит всего 15-20 кг.
- Правильно сконструированная лодка может служить довольно долго.
- Существуют проекты лодок, которые могут без проблем выдержать до 5 человек.
- Низкая цена.
Приготовления к работам
Если вы решили самостоятельно создать фанерную лодку, в первую очередь необходимо найти подходящее помещение для работы. Оно должно быть просторным, сухим и хорошо освещённым. Резкие перепады температуры и повышенная влажность строго запрещены, так как это может негативно сказаться на процессе работы. Обычно строительство занимает достаточно времени, поэтому потерять летние дни, когда можно заняться другими делами, было бы неразумно. Таким образом, работы часто проводятся либо зимой, либо весной, и атмосфера в рабочем пространстве играет здесь важную роль. Неподготовленная фанера плохо переносит влагу, а клей и различные пропитки лучше наносятся в тёплом помещении. Кроме того, окрашивание готового изделия также предпочтительнее осуществлять в тепле.
Следующий необходимый шаг – это создание чертежа. Проблем с этим возникнуть не должно, ведь в интернете можно найти множество готовых чертежей за считанные минуты. Но даже начинать закупку материалов без наличия чертежа не стоит.
При отсутствии качественно выполненного чертежа начинать работы не имеет смысла.
Самодельные лодки из фанеры бывают разнообразными, и важно выбрать проект, который вам по силам реализовать самостоятельно. Если это ваш первый опыт в судостроении, лучше выбрать проект самой простой плоскодонки. Несмотря на простоту, она предлагает практически бесконечные возможности: на неё можно установить мотор и даже поставить мачту. А вёслами она управляется просто замечательно.
После того как вы проанализируете чертеж и поймёте, сколько и какого материала понадобится, можно смело приступать к его закупке.
Размеры лодки, её виды и формы
Лодками пользовались ещё наши предки, и в истории остались модели, которые по-прежнему можно сконструировать в домашних условиях. Стандартная фанерная лодка предназначена для одного или двух человек с общей массой до 150 кг. Длина лодки не должна превышать 2,7 м, ширина – 1,2 м, а высота бортов в средней части – не более 30 см. Масса самой фанерной лодки обычно составляет около 29 кг.
Наиболее популярные модели лодок, которые вполне реально сделать самостоятельно:
- Скиф или плоскодонка – прекрасно подойдут для плавания по тихим водоёмам. Они достаточно просты в строительстве и надежны в эксплуатации. Их особенность заключается в легкости: длинную лодку сможет поднять и унести один человек.
- Динги – лодка для плавания по неспокойным водам. Она отличается от других разновидностей наличием киля и носового транца (форшпигеля).
- Русский тузик, каноэ или лодка-фофан. Это модели с ободами двойной кривизны, которые обычно производятся только в промышленных условиях. Для самостоятельного изготовления предпочтительнее выбирать лодки с ободами одинарной кривизны.
- Фанерная катероподобная лодка. В домашних условиях можно построить такую лодку, которая будет визуально напоминать катер и даже иметь мотор.
Особенности изготовления
Самодельные фанерные модели ожидаемо востребованы как у рыболовов, так и у любителей активного отдыха на воде. Для создания маломерного плавсредства потребуются инструменты, качественные строительные материалы, а также чуть-чуть усилий. В результате ваше фанерное чудо будет готово в кратчайшие сроки.
Важно отметить, что лодка из фанеры, изготовленная своими руками, не только помогает сэкономить средства, но и обладает целым рядом дополнительных преимуществ:
- долговечность и надежность конструкции;
- недостаточный вес – это весомый аргумент при транспортировке и спуске на воду;
- вместимость лодки может достигать до 5 пассажиров.
Материалы для сооружения
Для строительства самодельной лодки потребуются некоторые навыки обращения со столярными инструментами.
Ниже представлен список инструментов, которые вам понадобятся:
- Шуруповёрт
- Ручная фрезеровочная машинка
- Ручная шлифовальная машинка
- Струбцины
- Электрический лобзик
Перечень необходимых материалов для сборки:
- Водостойкая фанера толщиной не менее 4 миллиметров, форматом 2.5 на 1.25 метра, и полтора листа толщиной 6 миллиметров.
- Строганные доски толщиной от 25 миллиметров.
- Деревянные рейки.
- Латунные гвозди.
- Саморезы по дереву.
- Эпоксидная смола.
- Водостойкий лак.
- Стекловолокно.
- Брус 50 на 3400 мм.
- Брус 40 на 20 на 4000 мм.
Сборка — подробная инструкция, поэтапная
Делаем каркас для бортов
Сборку каркаса лучше всего выполнять на верстаке, а завершить процесс на земле. Укладываем на верстак киль, к одной стороне которого крепим ахтерштевень с предварительно установленным транцем, а к другой – форштенвель.
Килевую часть с прикреплёнными шпангоутами и штевнями соединяем при помощи гвоздей.
Следует тщательно проверить конструкцию на наличие перекосов. В случае их обнаружения необходимо произвести корректировку. Корректировка осуществляется путём натяжения бечёвки между штевнем и транцем. После убеждения в совпадении осей можно окончательно закрепить все элементы.
Между всеми соединениями рекомендуется прокладывать тонкую ткань или бумагу, пропитанную густой краской или смолой.
После закрепления штевней можно приступать к установке шпангоутов. На шпангоутах следует сделать вырезы под килевые части. Для плотного и надежного крепления шпангоутов вырезы под килям стоит делать на 0.5 миллиметра меньше ширины шпангоута.
Необходимо проверить посадку шпангоутов натянутой верёвкой, которая должна соответствовать линиям бимсов (поперечных брусьев). После установки шпангоутов под углом 90 градусов к килю можно окончательно закрепить их. По завершении всех вышеописанных операций следует задать необходимый угол прогиба.
Для осуществления этого можно использовать брус с круглым или прямоугольным сечением, который временно фиксируется на концах киля, а между килем и брусом вставляется ещё один брус длиной 11 сантиметров.
Чтобы предотвратить боковые перекосы, следует зафиксировать штевни и транец, а также бимсы с помощью дополнительного бруса.
Обшивка каркаса
Для более рационального использования материала лучше всего сначала расчертить все листовые детали в уменьшенном масштабе на картоне и вырезать по ним шаблоны.
После этого необходимо начертить в тех же размерах контуры на фанере, предназначенной для обшивки, и примерять шаблоны, чтобы избежать излишних отходов.
Контуры деталей натурального размера можно получить методом соединения найденных точек, откладывая заданные размеры от осей деталей с помощью длинной линейки или лекала.
Все детали выпиливаются лобзиком с мелкими зубьями, с учётом запаса в 2-3 миллиметра. Для дальнейшей стыковки листов требуется добавить 70 миллиметров на каждый элемент.
Перед склеиванием следует соединить оси склеиваемых элементов, используя нитку, вбитую между досками, к которым будет крепиться заготовка.
После того как клей затвердеет, одинаковые части борта нужно скомпоновать при помощи мелких гвоздей и подогнать по размеру с помощью рубанка.
Вдоль обеих кромок скул на расстоянии 12 миллиметров сверлятся отверстия диаметром 2 миллиметра с шагом в 50 миллиметров, чтобы подготовить их для проволочных соединений в дальнейшем.
Обшивку следует начинать с носа лодки, скрепляя детали медной проволокой через предварительно сделанные отверстия вдоль днища и борта. Проволока закручивается с внешней стороны на два-три оборота, оставляя небольшую свободу.
Затем обшиваем транец и дно лодки
После того как борта готовы, на заранее подготовленные шаблоны А и Б устанавливаются и временно закрепляются на местах, указанных в развертке чертежа обшивки.
Собрав днище по тому же принципу, который использовался при конструировании бортов, необходимо установить транец лодки и прикрепить его при помощи шурупов 3х18 на расстоянии 50 миллиметров, используя клей для дополнительной прочности.