В 1902 году в Риге была основана первая в Российской Империи фабрика по производству граммофонов. Интерес к этим устройствам был невероятно высоким. В среде дворянства владение антикварным музыкальным аппаратом стало обязательным атрибутом статуса. Граммофон использовали не только для воспроизведения музыки, но и как элемент интерьера, добавляющий шарм в жилое пространство.
Чем патефон отличается от граммофона?
С учетом современных достижений науки и техники, наслаждаться любимыми музыкальными произведениями можно где угодно и в любое время, используя медиаплееры или смартфоны. Однако в прошлом для воспроизведения звуков требовалось специальное устройство, которое обеспечивало такой прослушивания. Несмотря на высокую стоимость, спрос на подобные устройства оставался высоким, а их производство было ограничено.
Несколько десятилетий назад люди использовали патефоны и граммофоны для прослушивания музыки. Эта статья посвящена именно этим устройствам — мы подробно рассмотрим их отличия и особенности.
Общие черты
Сначала следует разобраться, что собой представляют оба упомянутых устройства.
Граммофон
Сегодня граммофон воспринимается как раритетный предмет, символизирующий богатую историю, и, возможно, можно встретить его на чердаках домов пожилых людей или в коллекциях признаваемых меломанов. Однако в XIX веке это устройство стало настоящей сенсацией, произведением искусства удивительного уровня.
Первый граммофон был изобретен в 1887 году американским инженером Эмилем Берлинером. Внешний вид устройства напоминал громоздкий ящик, на котором размещалась и вращалась пластинка. Звук, записанный на ней, воспроизводился благодаря специальной игле, которая воздействовала на рупорную трубу.
Качество звука, издаваемого этим агрегатом, было очень посредственным, а конструкция часто подводила. Хотя граммофон постоянно улучшался, изначально он не пользовался особым спросом и успехом. И именно в этот период появился патефон как усовершенствованное решение.
Патефон
Патефон представляет собой модернизированную и более портативную версию граммофона, которая появилась на свет в 1913 году в Великобритании сначала для нужд армии. Он имел форму чемоданчика с ручкой и с большим спросом, потому что сочетал в себе компактность и чистое звучание, хотя и с небольшой громкостью.
Название «патефон» в России возникло благодаря французскому производителю Патэ, который первым начал поставлять эти устройства на российский рынок.
Теперь давайте сконцентрируем внимание на сходстве между этими двумя историческими и когда-то популярными устройствами для воспроизведения музыки:
- Общее назначение — обе модели использовались для проигрывания музыкальных треков;
- В качестве носителя звука использовались специальные виниловые пластинки;
- Каждое устройство имело металлический раструб для усиления звука.
Стоит также акцентировать внимание на том, что ни одно из рассмотренных устройств не обладало совершенной и надежной конструкцией. Несмотря на то, что для их изготовления использовались качественные материалы, производственный процесс занимал много времени, и устройства нередко ломались. Часто приходилось заменять иглу, которая быстро изнашивалась при контакте с канавками грампластинки.
Несмотря на то, что граммофон считается прародителем патефона, и его конструкция служила основой для развития патефона, их общее количество черт не так много, как может показаться на первый взгляд.
Фонограф — прародитель прототипов
Томас Эдисон, известный своими множеством изобретений, получил 1093 патента в США и около трех тысяч — за пределами американа. В 1930 году он стал почетным зарубежным членом Академии наук СССР. Его достижения охватывали различные области, включая телеграф, телефон, киноаппаратуру, и, через создание фонографа, он сделал значимый шаг вперед в области звукозаписи. Эдисон был вдохновлен желанием записывать телефонные разговоры в своей лаборатории.
Легендарная демонстрация фонографа во французской Академии наук была организована Тивадором Пушкашем, разработчиком первой в мире телефонной станции, с поддержкой французского физика Теодора д’Монселема. Это событие произвело такое сильное впечатление на ученых, что профессор филологии Жан Буйяр, в порыве ярости, даже схватил Монселя за воротник, взывая против новшества: «Как вы могли поверить этой махинации?»
Сам Эдисон был поражен открывшимся ему — «Никогда я еще не был так ошеломлен в своей жизни». Этот фонограф стал прародителем всех последующих музыкальных воспроизводящих устройств — граммофонов, патефонов и радиол.
В 1887 году Эмиль Берлинер предложил использовать в качестве звуконосителей не цилиндры, а плоские диски, с газообразной спиральной дорожкой, записанной на них. Это его изобретение получило название «граммофон». Эмиль Берлинер считается не только основателем старинного граммофона, но и создателем всей музыкальной индустрии, так как он первым предложил выплачивать гонорары исполнителям, записывающим свои произведения на пластинках.
После граммофона пришел патефон, который был разработан и запатентован братьями Патэ и получил название в их честь. Слово «патефон» стало использоваться для описания портативного граммофона, главным образом в России и странах бывшего СССР, поскольку именно компания Патэ первой начала поставки подобных устройств в Россию. В 30-50 годы XX века в городах СССР патефоны популяризировались на танцах, где их выставляли на окнах, создавая атмосферу для общения и отдыха людей во дворах.
Затем в 1922 году в Соединенных Штатах Америки была изобретена радиола, название которой произошло от латинского слова «radiola» (которое переводится как «луч»). В течение 1960-х годов радиолы не пользовались особой популярностью в СССР, но затем практически каждая советская семья обзавелась этим устройством. Золотая эра радиол пришлась на 40-70-е годы XX века.
В чем различия?
Граммофон, в отличие от фонографа, работает с поперечной записью, что позволяет ему значительно снизить искажения в звуке и обеспечить более громкое воспроизведение. Дискограммы оказались гораздо проще в производстве и тиражировании по сравнению с цилиндрами фонографа, что обеспечило граммофону победу на музыкальном рынке.
Патефон является переносной версией граммофона, но в отличие от своего предшественника, он имеет небольшой встроенный рупор, что позволяет ему компактно помещаться. Таким образом, данный аппарат можно легко переносить, помещая его даже в небольшой чемодан.
Радиолы представляют собой устройства, которые комбинируют в одном корпусе проигрыватель (электрофон) и радиоприемник, что сделало их многофункциональными.
Востребованность
Известный и культовый советский фильм «Тени исчезают в полдень» включает сцену, в которой показывает, как преуспевающие крестьяне в далекой дореволюционной деревне с удовольствием слушают граммофон.
В записи звучат песни известной в Российской Империи певицы Надежды Вяльцевой, подчеркивающий тем самым значимость её вклада в культуру. Примечательно, что Вяльцева пользовалась такой же известностью в дореволюционной России, как современный российский поп-исполнитель Ф. Киркоров.
Граммофоны завоевали признание и став популярными, они присутствовали как в царских покоях, так и в общественных салонах, трактирах и на рынках. Единственные их недостатки заключались в громоздкости и некоторых трудностях, связанных с транспортировкой.
Патефон как переносная модель граммофона
С учетом того, что музыкальный аппарат требовал постоянных доработок и улучшений, начали выходить новые модели. Например, в 1907 году компания братьев Патэ представила на рынок уменьшенный и более удобный для переноски граммофон. Эту модель назвали патефоном.
По принципу работы и воспроизведения, аппараты не фигурируют друг от друга. Единственное изменение заключалось в замене громоздкой трубы на более миниатюрный встроенный рупор. Устройство легко помещалось в чемоданчик, что делало его удобным для транспортировки.
Модель старого патефона по своему автономному применению превосходила бы современные девайсы и гаджеты, так как работала без электричества и дополнительных источников питания.
Хотя патефон создавал звук несколько хуже по качеству в сравнении с граммофоном, он был гораздо громче и удобнее для транспортировки. Музыка или записи, сделанные на патефон, особенно оказывали поддержку солдатам Первой мировой войны, когда они отдыхали перед новыми атаками.
Патефон отвлекал от ужасов войны миллионы людей и дарил надежду на мир. В исторических справочниках зафиксированы данные о количестве солдат, военного оборудования и прочей статистике, но патефоны на фронте оставались незаметными, несмотря на свою многочисленность.
Даже во Второй мировой войне альтернатива патефонам разработана не была. Эти недорогие и простые в использовании устройства позволили многим поколениям получать музыкальное удовольствие.
Патефоны в СССР
В период с 30-х по 50-е годы патефоны пользовались популярностью в советских городах. Они часто выставлялись на окнах, создавая атмосферу веселья для танцевующих во дворах. Громкость звука, издаваемого из раструба патефона, достигала 75-80 дБ. Регулировать громкость звучания классических патефонов, как правило, не было возможно.
- Музейный комплекс «Музыка и время» им. Джона Мостославского в Ярославле включает в себя огромную коллекцию патефонов и граммофонов, как советского, так и зарубежного производства. Большинство моделей действуют, и посетители могут насладиться звучанием патефонов.
Производство в России
В царской России существовало множество небольших производств патефонов и граммофонов частных предпринимателей, которые позднее были национализированы в советский период.
Дореволюционная Россия
СССР
- Московский патефонный завод;
- Ленинградский патефонный завод;
- Московский завод граммофонов;
В настоящее время мы слушаем любимые песни на дисках или скачиваем их из интернета. Однако всего несколько десятилетий назад такие возможности отсутствовали, и в стране не поощрялся технический прогресс. Тогда популярными были такие устройства, как граммофон и патефон, которые по-прежнему можно встретить у отдельных людей и в частных коллекциях. Так в чем же их различия? Многие люди не догадываются об этих различиях, и если вам это интересно, читайте нашу статью.
В чем отличие патефона от граммофона?
Вы любите ретро и интересуетесь всем, что связано с этим временем? Тогда вам, безусловно, известно, что в эту эпоху музыку слушали на специальных аппаратах, используя пластинки. Однако только единицы знают, чем эти устройства отличаются друг от друга. И это неудивительно, ведь сегодня они уже не так актуальны.
Для старта давайте разберемся, что представляют собой оба упомянутых устройства.
Общее между ними заключается в том, что оба аппарата воспроизводили звук с граммофонных пластинок, и оба были оборудованы металлическими раструбами.
Патефон является видом граммофона, но отличается меньшими размерами. Название произошло от компании Патэ, которая поставляла эти устройства на территорию СССР. Впоследствии в Советском Союзе начали выпускать граммофоны местного производства, однако название осталось тем же и все продолжали называть его патефоном.
Патефон: фото
Граммофон также воспроизводит звук с пластинок, но отличается не только названием, но и размерами, а также качеством и громкостью звучания.
Граммофон и патефон — есть ли между ними разница? Ниже вы найдете фотографии обоих устройств, позволяющие увидеть визуальные различия. Граммофон представляет собой громоздкий ящик с металлическим раструбом, благодаря которому звук воспроизводился с большой громкостью. Пластинка крепилась с помощью специального держателя и вращалась приводом, а игла следовала вдоль её дорожек.
Даже самый взыскательный покупатель мог найти модель с интересным дизайном, ведь ассортимент граммофонов в то время удивлял и поражал. Производители предлагали разнообразные модели — от простых до сложных, даже для детских комнат. Однако у устройства был значительный недостаток — его размеры ограничивали возможность транспортировки.
Именно поэтому был создан патефон — устройство меньшего размера, которое легко помещалось в автомобиле. Конструкцию инициировали братья Пате, благодаря которым громоздкий раструб был помещен под крышкой. Патефон сильно напоминал чемоданчик, который при раскрытии превращался в компактное устройство с рупором. К сожалению, приобрести его было сложно: цена была довольно высокой, и позволить его могли только состоятельные люди или те, кто имел знакомства.
Что касается качества звука и громкости, размеры действительно оказывали влияние на звучание — патефон проигрывал по качеству звучания по сравнению с граммофоном. Но это не останавливает любителей музыки, выбирающих более компактное устройство.
Известные мастера граммофонов и торговые марки
Граммофон быстро завоевал популярность в России, и на рынок хлынули изделия зарубежных производителей. Вскоре в стране начали открываться собственные фабрики.
Граммофон Берлинер
Старинный граммофон компании Граммофон Берлинер.
После того как Эмиль Берлинер запатентовал свое изобретение, начало активно открываться множество фабрик, специализирующихся на производстве граммофонов. Первым из них, кто вошел на российский рынок, была компания Эмиля Берлинера, известная как «Граммофон Берлинер». Эмблемой их компании была собака, но в России её заменили на изображение Пишущего Амура, чтобы избежать нежелательных ассоциаций с лающим мелким животным, что могло негативно отразиться на продажах.
Интернациональ Зонофон
Антикварная пластинка компании Интернациональ Зонофон.
В то же время начала свою деятельность и фирма Интернациональ Зонофон, которая выпускала пластинки для граммофонов. Выпускались записи оперной музыки, арии и дуэты из произведений мировой классики, включая русскую классику. Обе компании работали вместе до 1903 года, когда фабрика Граммофон выкупила Зонофон и продолжила её деятельность под своим названием.
Братья Пате
Магазин граммофонов братьев Пате.
В 1901 году на Невском проспекте открылся новый антикварный магазин граммофонов, благодаря братьям Пате, которые поставляли товары из Франции.
Позже братья также принесли в Россию эстетику кино. Первый кинотеатр открылся во Владикавказе в 1907 году.
Фабрика Ребикова
Фабрика граммофонов Ребикова.
В 1902 году инженер Василий Иванович Ребиков, при помощи зарубежных представителей, открывает фабрику в Санкт-Петербурге, занявшись производством граммофонов и грампластинок. Годовой объем производства составил 10 тысяч пластинок. В репертуар фабрики входило в основном исполнение русских композиций: хоровые, оркестровые и сольные произведения.
В Петербурге в тот период работали и другие компании, такие как: Телефункен, Коламбиа, Голос хозяина, Decca.
Редкие модели граммофонов
Современные антиквары особенно ценят старинные граммофоны, выпускавшиеся в период с 1876 по 1980 года. Раритетные модели практически никогда не встречаются на аукционах и в магазинах антиквариата. Коллекционеры охотно приобретают такие устройства для своих частных и музейных коллекций.
Одна из редких моделей – антикварный граммофон с цветным раструбом.
Среди редких граммофонов можно отметить оригинальный фонограф Эдисона, музыкальный инструмент Эмиля Берлинера, патефон братьев Пате. Большой интерес представляют граммофоны, произведенные на российской фабрике Ребикова. Коллекционеры уверены, что это одни из величайших предметов XX века. Они производились с различными вариантами раструбов: не только цветными, но и алюминиевыми или деревянными.
Старинные граммофоны сегодня используются для создания уникального интерьера. Антикварные аппараты прекрасно вписываются как в классический, так и в современный стиль. Часто они становятся акцентами в декорировании.
Для того чтобы добавить выразительности вашему дому, стоит подобрать граммофон, приобрести его и умело разместить в интерьере. Наш антикварный магазин предлагает широкий выбор старинных музыкальных устройств и другого антиквариата.
Рекомендуем также прочитать полезную статью о патефоне.