В таблице схематично показаны только самые важные различия. Некоторые модели могут иметь разные характеристики. Например, у квадроцикла может не быть педалей, а у квадроцикла может быть крыша. В каждом конкретном случае тип транспортного средства определяется производителем или соответствующей экспертизой.
Квадрицикл, квадроцикл и трицикл: отличия и особенности
Большинство недоразумений относительно категорий транспортных средств происходит с четырехколесными и трехколесными транспортными средствами. Эти два транспортных средства относятся к подкатегории B1, в то время как четырехколесные легковые автомобили относятся к категории M. Однако существует еще один довольно распространенный вид транспортных средств — квадроциклы. Четырехколесные транспортные средства, таким образом, не относятся ни к одной из категорий и подкатегорий транспортных средств, установленных Законом о безопасности дорожного движения (Федеральный закон от 10.12.1995 N 196-ФЗ, с изменениями от 03.07.2016).
Давайте рассмотрим все это подробнее.
Квадрициклы
Согласно этому стандарту, квадрициклы — это четырехколесные механические транспортные средства, предназначенные для движения по дорогам общего пользования и имеющие следующие характеристики:
- сухая масса — не более 400 кг (550 кг — для транспортных средств, предназначенных для перевозки грузов), не включая массу батарей в случае электрических транспортных средств;
- максимальная эффективная мощность — не более 15 кВт;
- максимальная конструктивная скорость не менее 25 км/ч, максимальной мощностью двигателя не более 15 кВт, снаряженной массой не более 400 кг (550 кг — для транспортных средств, предназначенных для перевозки грузов) без массы батарей в случае электрических транспортных средств.
Эти транспортные средства относятся к подкатегории B1.
Отдельная категория (категория М) — это легкие квадрициклы, которые имеют следующие характеристики:
- сухая масса — менее 350 кг, не включая массу батарей в случае электрических транспортных средств;
- максимальная конструктивная скорость — не более 45 км/ч;
- рабочий объем двигателя — не более 50 см3 для двигателей с принудительным зажиганием или максимальная эффективная мощность — не более 4 кВт для двигателей других типов.
Легкие квадрициклы относятся к категории М.
Четырехколесное транспортное средство — это небольшое транспортное средство с педалью, сцеплением, тормозом и коробкой передач.
Для управления четырехколесным транспортным средством и/или легким четырехколесным транспортным средством необходимо водительское удостоверение класса B или водительское удостоверение подкласса B1.
Четырехколесные транспортные средства должны быть зарегистрированы в дорожной полиции.
В чем разница между квадроциклом и квадрициклом
Квадроциклы и четырехколесные автомобили являются полноприводными транспортными средствами. Однако между квадроциклом и четырехколесным велосипедом есть разница. Визуально эти устройства почти не отличить, но у них разные характеристики и разная классификация. Подробнее о различиях читайте в статье ниже.
В действительности квадроциклы произошли от багги — четырехколесных транспортных средств с большими возможностями передвижения по бездорожью. Эти устройства использовались в основном для спортивных соревнований и напоминали упрощенную версию автомобиля с мощным двигателем и подвеской, предназначенной для преодоления сложных участков. Квадроцикл больше похож на четырехколесный: они используют мотоциклетный руль, стиль вождения и не оснащены кабиной.В свою очередь квадрицикл – это транспортное средство с открытой кабиной, полноценными сидениями, рассчитанными на посадку водителя внутрь. Управление данным устройством осуществляется с помощью автомобильного руля.
Важно: квадроцикл отличается от квадроцикла не только местом для сидения, кабиной и типом руля. Согласно государственному стандарту, вес квадроцикла не должен превышать 400 кг, а максимальная скорость квадроцикла также составляет 25 км/ч. Максимальная скорость квадрицикла может превышать 150 км/ч, а вес начинается от 50 кг и заканчивается менее чем одной тонной.
Проще говоря, квадроцикл больше похож на мотоцикл визуально и в плане управления, в то время как квадроцикл — это автомобиль. Во многих квадроциклах есть место для двух и более человек, в то время как квадроцикл рассчитан максимум на двух человек. Разница между этими устройствами есть, и часто покупатели не видят разницы, но сталкиваются с проблемами при регистрации транспортного средства в регистрационной службе. Квадрициклы в России имеют стандарт ГОСТ Р 51815-200, квадроциклы — ГОСТ Р 52008-2003. Квадрицикл — это средство передвижения для нескольких человек с меньшей скоростью, чем квадроцикл. Такие устройства подходят для перевозки грузов и преодоления труднопроходимых участков, но не подходят для соревнований и экстремальных трюков, о чем можно судить по их низкой конечной скорости.
Что такое трицикл
Другая категория — трициклы. Это своего рода промежуточный вариант, конструкция которого предусматривает наличие трех колес. По размерам все машины примерно одинаковы, но возможны различия в зависимости от подтипа. Квадроциклы делятся на квадроциклы общего назначения, спортивные квадроциклы, туристические квадроциклы и детские квадроциклы. Тип общего назначения по ширине и длине ближе к четырехколесным велосипедам. Это более крупные транспортные средства, поскольку они должны перевозить не только человека, но и груз. Спортивные и туристические модели по весу, размеру и скорости сравнимы с трехколесными велосипедами. Можно сказать, что они среднего размера, потому что здесь основной упор делается на скорость и маневренность, а это не очень практично, когда они большие. Устройства для детей — самые маленькие. Размеры четырехколесного велосипеда могут сильно варьироваться. В среднем они достигают 2100*1200*1500 мм (длина, ширина, высота). Такие транспортные средства имеют большой дорожный просвет и в основном предназначены для использования за городом. Четырехколесные велосипеды похожи. Трехколесные велосипеды выгодно отличаются. Они ближе по конструкции к мотоциклу и могут использоваться в городе, но, как показывает практика, в России такие транспортные средства не получили широкого распространения.
Как упоминалось выше, для управления любым из вышеперечисленных транспортных средств требуется водительское удостоверение. Для управления любым из вышеперечисленных транспортных средств требуется водительское удостоверение класса B с правами AS или MS. Первое включает вождение и сидение в автомобиле (четырехколесном), а MS включает вождение и сидение в мотоцикле (четырех- и трехколесном). Они были введены в 2013 году поправкой к Закону о транспортных средствах.
Важно. Класс B1 дает право управлять трициклом, квадрициклом или квадроциклом с объемом двигателя 50 куб. см и более и весом до 550 кг. Если ваше транспортное средство меньше, вам нужны водительские права класса M. Эти права дают право на управление квадроциклом с объемом двигателя до 50 куб. см и выдаются с 16 лет.
Если у вас есть водительское удостоверение класса B, вам автоматически выдадут водительское удостоверение класса B1 с AS. Если у вас есть водительское удостоверение класса А, вам будет выдано удостоверение класса В1 МС. Если у вас нет водительского удостоверения, то для получения водительского удостоверения вы должны пройти полный курс обучения и тестирования, предварительно подав заявление и пройдя медицинское освидетельствование. Если в ваших правах нет отметки B1, вам нужно просто пойти в дорожную полицию и подать заявление на ее получение. Водительские права можно получить с 18 лет, но учиться и сдавать экзамен можно и в 14 лет. Затем нужно просто дождаться совершеннолетия.
Технически
Квадроцикл имеет кузов автомобиля. У него есть кабина (которая может быть открытой или полностью закрытой — у нее может быть крыша, окна и двери), пассажирское сиденье находится справа от водительского, а все органы управления расположены, как на автомобиле.
Теперь о квадроциклах. Они бывают двух конструкций:
- ATV: без кабины и с мотоциклетной посадкой. Пассажир (если модель двухместная) располагается сзади водителя. Руль тоже мотоциклетный.
- UTV или SSV: квадроцикл с кабиной и автомобильной посадкой. Мест может быть от одного до шести, кабина — открытой или закрытой (с крышей, дверьми, стеклами), сзади может располагаться грузовой кузов.
Из других конструктивных отличий: ATV весят больше, имеют большие размеры, больший дорожный просвет, большие колеса с внедорожными шинами и подвеску с большим ходом.
Возможности тюнинга
Каждый квадроцикл имеет очень большой потенциал для тюнинга. Производители предлагают фирменные аксессуары — от защиты днища до дополнительной оптики. Все это позволяет легко и безопасно доработать ваш квадроцикл. И вам не нужно получать одобрение на эти модификации.
Вы можете легко доработать свой квадроцикл самостоятельно, в то время как доработка квадроциклов очень сложна и не всегда реальна.
С квадроциклами сложнее — производители редко предлагают фирменные аксессуары для своих машин. А если и предлагают, то только в небольших количествах. Самостоятельная доработка возможна, но если вы едете по дорогам общего пользования, любая модификация должна быть легализована (должно быть выдано экспертное заключение о том, что безопасность квадроцикла не нарушена). По этой причине такие транспортные средства почти всегда используются в стандартной комплектации.
Цена
Квадроциклы и квадроциклы находятся примерно в одном ценовом диапазоне: большинство моделей стоят от 500 000 до 2 000 000 рублей. Но квадроциклы сложнее найти в наличии в России. Даже если за рубежом есть модели с подходящей комплектацией и ценой, они, скорее всего, будут продаваться в РФ или будут доступны, но только в очень небольших количествах и не в нужной комплектации или цвете.
У четырехколесных транспортных средств такой проблемы нет: в каждом крупном городе есть официальные дилеры, которые продают нужную модель и предлагают услуги.
По назначению
Квадроциклы используются для поездок по бездорожью — например, для такой работы:
- в качестве транспорта, чтобы доехать из пункта А в пункт Б;
- для развлекательных поездок;
- для перевозки груза (существуют специальные модели с вместительными кузовами — например, CFMOTO UFORCE 1000 EPS );
- для спортивных соревнований.
Квадроцикл — это транспортное средство для обычных дорог. Пример:
- поездок по городу или в ближайший пригород, вместо «обычного» легкового автомобиля;
- перевозки грузов (как по городу, так и по отдельным объектам: например, по территории завода, склада, для доставки багажа в аэропортах);
- трансфера пассажиров по территориям отелей, аэропортов, баз отдыха.
В России, кстати, квадроциклы не очень популярны — несмотря на то, что они массово производились в послевоенные годы. В Европе, однако, такие транспортные средства более распространены — из-за низкого расхода топлива и небольших размеров, позволяющих легко парковаться на узких улицах. Среди известных моделей — электромобили Renault Twizy, Seat Minimo и Citroen Ami.
Отличия квадрицикла от квадроцикла
Помимо внешнего вида и назначения, полноприводные автомобили и квадроциклы различаются по мощности, весу, классу водительских прав, необходимых для управления ими, и месту их регистрации.
Мощность двигателя
ATV. По закону, вам не разрешается иметь двигатель мощностью более 20 лошадиных сил. Даже если вы купите внедорожный квадроцикл с полным приводом, высоким дорожным просветом и большими колесами, у него не будет достаточной тяги, чтобы справиться с тяжелыми условиями бездорожья.
КВАДРОЦИКЛ. Средний 500-кубовый квадроцикл имеет мощность 30-40 л.с. Литровые модели начинаются от 70 л.с. Законодательного ограничения по мощности нет. Тяги достаточно для преодоления серьезных дорожных дефектов и перевозки тяжелых грузов, что делает его пригодным для экспедиций и туризма, а также для работы по дому, охоты и рыбалки.
Категория прав
ATV. Лицензия на полноприводный автомобиль получается в ГИБДД. Какая категория должна быть открыта, зависит от степени моторизации и максимальной скорости:
- если максимальная скорость не превышает 50 км/ч, а объем двигателя меньше 50 см³ – нужна категория «M», «А», «B» или любая другая из перечисленных в законе «О безопасности дорожного движения»;
- если максимальная скорость превышает 50 км/ч, а объем двигателя больше 50 см³ – нужна подкатегория «B1», она открывается автоматически вместе с категориями «A» и «B».
Следует отметить, что категории «А» и «В» дают право управлять четырехколесными велосипедами с разными типами рулей и сидений:
- при открытой «А» можно ездить на квадрициклах с мотоциклетной посадкой и рулем мотоциклетного типа, в правах напротив подкатегории «B1» должна стоять отметка «МS»;
- при открытой «B» можно ездить на квадрициклах с автомобильной посадкой и автомобильным рулем, в правах напротив подкатегории «B1» должна стоять отметка «AS»;
- при открытых «А» и «B» можно ездить на любых квадрициклах, отметки напротив подкатегории «B1» не ставятся.
Лицензия на квадроцикл. Лицензию на квадроцикл вы получаете в Гостехнадзоре. Какая категория зависит от типа езды:
- квадроциклом с мотоциклетной посадкой (ATV) можно управлять с 16 лет при открытой категории «АI»;
- квадроциклом с автомобильной посадкой (SSV) можно управлять с 19 лет при открытых категориях «АII» и автомобильной «В» – стаж управления «легковушкой» должен быть от 12 месяцев.
Регистрация
ATV. Продается с регистрационным удостоверением и должен быть зарегистрирован в ГИБДД.
ATV. Продается с регистрационным удостоверением и регистрируется в Гостехнадзоре.
Итог
Четырехколесное транспортное средство обычно предназначено для дорог общего пользования, но некоторые модели подходят и для легкого бездорожья. На нем можно ездить с открытой категорией B1. Категория «MS» позволяет управлять четырехколесными велосипедами с мотоциклетными сиденьями и рулем, а категория «AS» — с автомобильными сиденьями и рулем. Если у вас есть права, выданные дорожной полицией для категорий «А» и «В», то табличка напротив «В1» не штампуется — водитель может управлять любым четырехколесным транспортным средством.
Четырехколесное транспортное средство предназначено для езды по пересеченной местности, но по дорогам общего пользования можно ездить с открытым трактором категории «AI» или «AII».