Особенно важно выбрать акцентное освещение, которое будет максимально эстетичным. Они должны соответствовать интерьеру комнаты, подчеркивать характер экспоната, но не быть слишком отвлекающими.
Светильники для картин: как не испортить полотно и красиво подсветить картину
Картины, репродукции, фотографии — в интерьере они не только играют роль «глазури на торте», но и задают настроение комнаты, выражают характер и стиль владельца дома.
Это тем более верно, когда тщательно и с любовью подобранные произведения искусства теряются и блекнут из-за недостаточного освещения. Не стоит недооценивать силу света. Он может точно передать черты портрета, красоту пейзажа или уникальную яркую абстракцию, но может и свести на нет все усилия художника и дизайнера интерьера.
Подсветка картин — важный функциональный и эстетический шаг в дизайне интерьера. Владельцы галерей и заядлые коллекционеры искусства наверняка знакомы с ее правилами. Тем же, кто просто планирует украсить свой дом картинами или фотографиями, полезно знать основные принципы выбора и установки осветительных приборов.
Что советуют художники и светотехники
Правильное освещение картин позволяет не только рассмотреть детали полотна, но и сохранить игру цвета, текстуру и настроение картины. Оно подчеркивает характер и уникальность художественной концепции, одновременно обогащая эстетический элемент дизайна интерьера комнаты. Неудачное освещение может легко «загубить» даже самое выразительное полотно.
Создать правильное освещение для улучшения интерьера несложно, иногда даже интуитивно. Но стоит помнить об основных принципах, особенно если они изучены в теории и проверены на практике. В дизайне интерьера появилось совершенно новое направление: светодизайн. Один из его основных принципов заключается в том, что освещение делится на окружающее освещение, локальное (функциональное) освещение и акцентное освещение. Акцентное освещение — это выделение важных деталей и предметов, таких как картины, фигуры, антикварные вазы или модели парусников.
Интереснее всего узнать основные принципы из практического опыта экспертов. Исследуя эту тему, я решил, что правильное освещение картин лучше всего известно каждому:
- те, кто создает их, и потому заинтересован презентовать «в лучшем свете», т. е. художники;
- те, кто профессионально занимается светотехникой;
- те, кто составляет дизайн-проекты интерьеров.
Поэтому информация, содержащаяся в этой статье, основана на различных источниках, включая советы экспертов.
Во-первых, мне удалось поговорить с представителем искусства — о том, как в идеале должны быть освещены полотна. Художник и аниматор Северин Савчук описал (более подходящего глагола еще не было) требования к освещению:
«Свет должен быть предпочтительно белым, холодным и рассеянным* и должен быть отрегулирован так, чтобы картина была освещена равномерно и не отражалась. Исключение делается для выставок, где картины намеренно недостаточно освещены для создания определенной атмосферы.
* Диффузный свет не имеет четко определенного направления или источника, он равномерный и мягкий, минимизирует появление ненужных теней и контрастов. Что такое холодный свет, вы узнаете в следующем разделе.
Он также отметил, что в художественных галереях — как в бывшем Советском Союзе, так и в европейских столицах — часто возникает ощущение недостатка света. Однако в основном это связано с правилами освещения — по уважительной причине сохранения дорогостоящих экспонатов.
Что ж, мы сами должны выйти за пределы галерей Рима и Берлина и организовать правильное освещение предметов искусства дома и/или на рабочем месте.
Еще один ценный источник информации из первых рук — инженер из светотехнической компании Axiom Plus. Я уже купил там все необходимое для освещения в своей недавно построенной квартире и был приятно удивлен качеством консультаций и обслуживания. Мы поговорили с Евгением о технической стороне дела. Оказалось, что одним из основных параметров при выборе светильников является индекс цветопередачи.
«Бери выше», или почему так важен индекс цветопередачи
Одним из важнейших критериев для любой лампы является индекс цветопередачи, также называемый индексом цветопередачи. Он обозначается как CRI (Colour Rendering Index) или Ra и указывается производителями в технических характеристиках.
Выбор и размещение светильников для освещения картин
Освещение картин служит для привлечения внимания к содержанию картины, к деталям творческого замысла. Восприятие картины зависит в основном от качества освещения. Недостаточное или неправильное освещение может ухудшить общее впечатление от произведения искусства.
По месту установки
Направление светового потока определяется положением светильников по отношению к картине. Светильники выпускаются для потолочного, настенного, настольного и напольного монтажа. Светильники также могут быть модульными, встраиваемыми и скрытого монтажа. Где бы вы их ни установили, светильник должен выполнять свою главную задачу — освещать картину и тем самым демонстрировать ее с наилучшей стороны.
Среди вариантов освещения есть также светильники, работающие от батареек. Такие модели выбирают, когда по определенным причинам нет возможности подвести к полотну электрические провода.
Типы ламп
Для качественной подсветки не менее важен тип источника света. Как правило, используются следующие типы ламп:
- Лампа накаливания. Освещение подобного типа наиболее привычно и комфортно воспринимается глазом. Однако их цветопередача недостоверна, в результате чего происходит зрительное искажение изображения. Если все же решено использовать именно лампы с нитью накаливания, рекомендуется накрыть картины специальным стеклом. Оно хорошо смотрится в интерьере и предотвращает визуальные искажения. Еще один недостаток — склонность к перегреву, вследствие чего их нельзя располагать слишком близко к полотну. В противном случае возможно выгорание краски и даже возгорание объекта.
- Галогенные лампы являются наилучшим решением для подсветки шелкографии. Они отличаются высокой светоотдачей при экономном расходовании электричества. Рефлекторные модели позволяют контролировать угол подачи света.
- Люминесцентные лампы характеризуются яркостью, небольшим потреблением электроэнергии и долгим сроком эксплуатации. Такие лампы не склонны к перегреву, что важно, когда речь идет об освещении художественных полотен. Для освещения картин в наибольшей степени подходят пятикомпонентные модели, не излучающие ультрафиолет.
- Светодиодные лампы — наилучший вариант для подсветки полотен. Они не нагреваются, служат в течение многих лет, не дают ультрафиолетового излучения, не имеют инфракрасных полос в спектре. К недостаткам светодиодов относится слабый светопоток и небольшой угол распространения света.
Внимание! Если вы хотите использовать в своем интерьере бра, то подойдет любой тип ламп.
При выборе источника света следует учитывать индекс цветопередачи. Для картин подходят индексы от 70 до 90 Ra.
Также следует обратить внимание на цветовую температуру. Оптимальное значение — от 2,7 до 3 тысяч К.
Способы освещения
Если картина должна быть представлена как яркое пятно в интерьере, лучше всего использовать встраиваемые проекторы или накладные точечные светильники. Для полотна, используемого в утилитарных целях (для этого хорошо подходят пейзажи и панорамы), достаточно даже освещения от стандартной потолочной лампы. Для больших поверхностей лучше всего подходят люминесцентные лампы. Для концентрированного освещения небольших картин хорошим выбором будут светодиодные прожекторы.
Полезные советы
При выборе светильника рекомендуется учитывать следующие моменты:
- Компания-производитель. Лучшую по качеству технику производят американские, немецкие и итальянские компании. Есть на рынке и российская продукция неплохого качества, стоит она гораздо дешевле. Китайские товары традиционно не отличаются высокой культурой производства.
- Метод крепления полотна. Если холст подвешен на балках, можно использовать споты. Если картина натянута на тросе, оптимальным выбором станут навесные лампы. Для панно лучше всего подойдут миниатюрные фигурные светильники.
- Материал, из которого изготовлено полотно. Для шелкографии используют галогенные лампы, для картин с исторической ценностью — светодиоды, а для арт-объектов — лампы накаливания.
- Площадь освещения. Светодиоды лучше всего справляются с локальным освещением, а лампы накаливания — с общим.
- Стоимость. Цены на светотехническое оборудование определяются многими факторами, в том числе репутацией производителя, материалами, типом ламп, дизайном и т.п.
Рекомендации по выбору светильников:
- Для классических картин лучший вариант — линейные настенные светильники с дуговыми ножками. Такое освещение позволяет избежать бликов и затемнений.
- Для освещения широких картин применяют встроенные в потолок точечные светильники. При этом подходе рекомендуется использовать малогабаритную мебель, потому что ничего, кроме картин не должно находиться в верхней части помещения.
- Стиль модерн отлично сочетается со скетчами на каминной полке. Внизу изображение подсвечивает пламя из камина, а сбоку можно установить настенные бра, выполненные в соответствии с общим стилем художественного объекта.
Как правильно выбрать светильник
Перед покупкой светильника важно учитывать не только его внешний вид, но и место расположения, объект, с которым ему предстоит «работать», и общий стиль интерьера. Уже на этапе планирования необходимо подобрать проводку в соответствии с выбранной зоной, определить основные функции освещения и указать тип ламп.
Следует также учитывать индекс цветопередачи компонентов. Если для общего освещения требуется CRI от 80 до 90, то для ярких акцентов в интерьере CRI не должен превышать 70.
При выборе освещения для картины следует обратить внимание на следующее:
- способ монтажа полотна (тросы, крепеж на балках, панно);
- материал объекта искусства (холст, шелкография, бумага, камень)
- площадь освещения;
- наличие выводов для проводов;
- стоимость светильника.
Тип используемых ламп также играет определенную роль.
Лампы накаливания могут повредить холст, поскольку они нагреваются и темнеют при горении. Однако они очень хороши для освещения удаленных объектов.
Преимущества беспроводных моделей
Среди наиболее востребованных светильников сегодня — те, которые не требуют подключения к общественной сети и работают автономно.
Высокий спрос на беспроводное освещение обусловлен его неоспоримыми преимуществами:
- простота и легкость монтажа (не требуется дополнительной прокладки кабелей к месту освещения);
- доступная стоимость;
- большой ассортимент моделей и производителей;
- независимость от общего электроснабжения (работает даже при отключении электроэнергии в доме или в квартире);
- компактность;
- универсальность использования (подходит для освещения картин, рабочих поверхностей кухни, мебели, ступенек лестницы, перепадов уровня пола).
Стоит отметить и оснащение приборов. Некоторые модели оснащены датчиками движения, что делает их очень удобными в использовании.
Подсветка картин в интерьере
Некоторые из этих светильников оснащены детекторами движения, что делает их очень удобными в эксплуатации. Разве потолочного освещения или естественного освещения комнаты уже недостаточно? Несмотря на однобокость этого вопроса, мы отвечаем: Достаточно. Вы не будете скучать по картине и сможете поговорить о ней с гостями — о сюжете, стиле художника, истории рынка.
Тем не менее, освещение может стать ступенькой на пути к более глубокому погружению. Представьте, что вы некоторое время жили с картиной в своей комнате и случайно обнаружили интересные детали — текстуру, слои цвета, коллажи, различные способы видения цветов. Только тогда мы начали думать о дополнительном освещении.
Освещение для картины в прихожей. «Лимоны», автор Владимир Рябчиков. Фото.
Когда речь идет об общем освещении и специальных аксессуарах, разница заключается в работе, которую необходимо выполнить:
- Люстры равномерно освещают пространство, создавая рассеянный свет.
- Направленное специальное освещение создает акценты.
Представьте себе разницу между освещенным зрительным залом в академическом театре перед спектаклем и сценой во время представления. Во время действия художник по свету направляет прожектор то на одного, то на другого актера, попеременно подчеркивая мазки и управляя вниманием зрителей. Освещение работает так же и на картинах внутри, как будто полотно говорит со зрителем. Вернее, оно привлекает к нему все внимание зрителя и позволяет ему увидеть то, чего он раньше не видел.
Читайте также: Требования к освещению для светодиодных светильников
Подсветка над картиной или под ней: обзор вариантов
Несколько слов о естественном освещении картин. При дневном свете цвета картин воспринимаются естественно и без искажений. Проблема в том, что длительное воздействие солнечного света вредно для картин — ультрафиолетовые и инфракрасные лучи вызывают выцветание и повреждение поверхности краски. Поэтому мы не рекомендуем размещать картины между окнами или напротив них. Если вы не можете избежать этого, мы рекомендуем закрывать шторы и жалюзи, когда комната не используется, или использовать специальную защитную пленку для окон.
Достаточное освещение, в отличие от естественного дневного света, не влияет на произведения искусства и помогает подчеркнуть интерьер.
Наиболее распространенным является выбор освещения для изображения. Варианты освещения можно разделить на группы:
- встраиваемые потолочные светильники,
- прожекторные светильники,
- индивидуальные светильники для каждого полотна.
Дизайнеры разработали обстановку с учетом существующей коллекции. Дизайнеры разработали дизайн на основе оригинальной коллекции.
Наш дизайнер Наталья Болдырева делится своими наблюдениями: «Владельцы обычно знают, что картину можно разместить на определенной глухой стене, а потом решают ее подсветить после завершения проекта. Такое освещение идеально подходит для музеев, галерей — мест, где экспозиция регулярно меняется, и для дома, когда есть желание приобрести произведение искусства.
Подсветка картины в гостиной. «Акведук», Владимир Рябчиков. Фото — А. Володин
Индивидуальная подсветка картин — самый атмосферный вариант. Она освещает только одну картину и создает ощущение личной или тайной беседы. Существует множество вариантов дизайна, как для современных, так и для классических интерьеров. Вам не придется беспокоиться о неравномерно освещенных полотнах.
Если лампа находится достаточно далеко (около ⅔ верхней части панели) и освещение соответствующее (верхняя часть панели примерно в три раза ярче нижней), наш мозг подстроится, и глаз будет воспринимать равномерно освещенное произведение.
Индивидуальное освещение. «Концерт», Л. Раков. Фото.
Нижнее освещение на картинах встречается редко — оно создает темные тени от рамы и мазков краски, если картина фактурная. Мы бы не рекомендовали его в качестве интерьерного освещения картин.
Как выбрать подсветку для картины: технические характеристики
В интернете можно встретить споры о том, какой источник света лучше для освещения картин — лампы накаливания, люминесцентные или светодиодные. В этом вопросе мы разделяем мнение экспертов по художественному освещению — только светодиоды имеют смысл. Они не нагреваются, излучают только видимый спектр света без ультрафиолетового или инфракрасного излучения и служат дольше.
Вот несколько советов по цветовому освещению от компании TM LIGHTING, которая сотрудничает с Национальной галереей Лондона. На английском языке это звучит как «THREE C’S» (из первых букв первых слов).
- Цветопередача (Color Rendition Index) Индекс цветопередачи показывает, насколько естественными мы видим цвета объекта при освещении его световым прибором. За ориентир берется дневной свет, его индекс равен 100, поэтому при выборе подсветки для картин ориентируйтесь на значения от 95 и выше.
- Температура цвета (Colour Temperature) TM LIGHTING советует ориентироваться на значение 2700 градусов Кельвина, белый свет такой температуры как раз характерен для привычных нам ламп накаливания. Значение 3000 градусов Кельвина (нейтральный теплый белый свет) уже больше подходит для галерей и торговых пространств.
- Цветовая согласованность (Colour Consistency) Здесь все просто — для подсветки коллекции выбирайте один и тот же тип ламп от одного и того же проверенного производителя.