Ухудшение функционирования систем отопления может возникнуть по множеству причин. Одним из ключевых факторов этого явления является завоздушивание, что проявляется в образовании пустот внутри трубопроводов и радиаторов.
Как выпустить воздух из батареи
Когда система отопления включена, но одна из батарей не греется, проявляя при этом разницу температур: часть горячая, а другая часть холодная, это ясный знак того, что в системе присутствует воздушная пробка. Она может представлять опасность для нормального функционирования системы. О том, как правильно вывести воздух, рассказывает опытный сантехник Аркадий Боралов.
Почему нужно спускать воздух из батарей
Воздушная пробка препятствует нормальной циркуляции воды в системе отопления. В результате радиаторы, конвекторы и батареи, в которые попал воздух, не могут нагреться до необходимой температуры или остаются холодными. Это приводит к тому, что в помещениях становится недостаточно тепло.
Также завоздушенные батареи могут шуметь, издавая гул или бульканье воды, что мешает спокойствию жильцов. Кроме того, постоянное накопление воздуха в одном месте может стать причиной коррозии металлических компонентов — со временем батарея может проржаветь и начать подтекать.
Откуда берется воздух в системе
Полностью предотвратить образование воздушных пробок в системе практически невозможно. Рациональное стравливание накопившегося воздуха из отопительных систем можно рассматривать как стандартную процедуру в процессе их эксплуатации. Чтобы минимизировать негативное влияние пробок, важно понимать, какие факторы могут способствовать их образованию. Наиболее распространенные причины включают:
- неправильные расчеты и монтаж системы отопления;
- нарушения в процессе замены теплоносителя;
- недостаточная герметичность соединений;
- отсутствие или неправильная установка устройств для отведения воздуха;
- последствия ремонта, связанного с промывкой инженерных систем;
- добавление холодной воды в систему теплоносителя.
Основная причина возникновения воздушных пробок кроется в самом теплоносителе. Вода, используемая как теплоноситель, всегда содержит некоторое количество воздуха. Соотношение воздуха в воде изменяется в зависимости от температуры: в холодной воде его количество больше, тогда как при нагревании воздуха выделяется. При этом с ростом температуры скорость высвобождения воздуха усиливается.
Воздушные скопления могут образовываться:
- в радиаторах;
- в трубах;
- в расширительном баке;
- в теплоаккумуляторах;
- в бойлерах косвенного нагрева.
Хотя последствия образования воздушных пробок могут различаться, они в любом случае негативно сказываются на функционировании всей отопительной системы. В закрытых контурах теплоноситель не имеет контакта с воздухом, поэтому пробка может возникнуть как в результате некорректного ремонта, так и в процессе естественного окисления металлических компонентов.
Чем опасны воздушные пробки
Возникновение воздушных пробок в системе отопления является серьезной проблемой. При наличии воздуха в трубах и радиаторах, они остаются холодными, что может привести к размораживанию отопления в зимний период.
Когда воздух скапливается в трубах, он мешает нормальному передвижению теплоносителя, что может вызвать возникновение сильного и неприятного шума в системе отопления.
Иногда участки системы могут вибрировать. Скопление воздуха в контуре активирует различные химические процессы, такие как распад гидрокарбонатных соединений кальция и магния. При любых вмешательствах в контур отопления, таких как замена элементов или устранение протечек, может понадобиться полный слив теплоносителя.
Удаляем воздушную пробку без слива воды
О том, как удалить воздух из системы отопления стандартными способами, вам, вероятно, известно. Если радиатор не греется, необходимо отверткой приоткрыть кран Маевского и выпустить воздушный пузырь. В случае установки старых батарей, не имеющих специальных вентилей, можно попробовать воспользоваться другими методами:
- Техника прокачки трубопроводной сети может применяться в многоэтажных домах, если радиатор оснащен краном для сброса воды. К этому крану подсоедините шланг, который направляйте в канализацию. Максимально откройте вентиль и осуществляйте слив, пока быстро движущийся поток воды не увлечет за собой воздушную пробку.
- В частном доме старые советские стальные батареи можно развоздушить с помощью самонарезающего винта. Обмотайте его у основания ФУМ-лентой и закрутите шуруповертом в стенку отопительного прибора ближе к верху. Далее немного открутите саморез отверткой, чтобы выпустить воздух, после чего затяните обратно до упора. Летом можно установить кран Маевского в этом месте для постоянного удобного доступа.
- Для удаления воздуха из чугунных батарей дачного дома, которые не оборудованы для стравливания воздуха, можно использовать два метода: полную перезаправку системы или увеличить давление до 2 Бар в процессе нагрева. Однако откручивать боковые заглушки в процессе не рекомендуется, так как это может затруднить их повторную установку.
- Если происходит слабая циркуляция и недостаточная теплоотдача, это может быть связано с воздухом в корпусе сетевого насоса. В данном случае следует открутить большой винт, который расположен в торце агрегата, на пару оборотов. Как только из-под резинового кольца начнут выступать капли воды, закрутите винт обратно.
Совет. Чтобы избежать проблем с воздушными пробками во время эксплуатации, установите на все радиаторы краны для спуска воздуха. Если толщина металлической стенки не позволяет нарезать 3—4 витка резьбы, рекомендуем приварить сверху бобышку с отверстием нужного диаметра. В чугунных батареях вентиль можно встроить в боковую стальную пробку.
Метод с самонарезающим винтом также может быть эффективно применён в случае неправильно спроектированных магистралей, где имеются петли, направленные вверх или вниз (например, для обхода дверей и строительных конструкций). Как убрать воздух из проблемной зоны трубопровода, прикручивая саморез, вы сможете увидеть на видео:
Рекомендация. Если вам регулярно приходится стравливать воздух из системы отопления через батареи, но вы не находите причины, вызывающие завоздушивание, стоит временно установить на отопительные приборы автоматические клапаны, пока не выясните причину (возможно, имеет место химическая реакция с выделением кислорода).
Заполняем систему правильно
Заполнить трубопроводы водой или антифризом проще всего, если они подключены к открытому расширительному баку. Для этого необходимо открыть все вентили (кроме сливного) и, присоединив шланг к штуцеру подпитки, заполнить магистрали и радиаторы теплоносителем. В этом процессе важно не спешить и позволить воздуху самостоятельно покинуть систему через расширительный резервуар.
Совет. После того как система будет заполнена, включите циркуляционный насос и котел, а затем прогрейте все отопительные приборы. Затем спустите остатки воздуха через краны Маевского. Не забудьте перед запуском также развоздушить и насос, как описано ранее.
Теперь обратим внимание на процесс стравливания воздуха из батарей и трубопроводов в закрытой системе отопления частного дома. Методика, которая постоянно практикуется нашим экспертом-сантехником Виталием Дашко, выполняется следующим образом:
- Проверьте, чтобы вся отсечная арматура основных контуров была открыта (кроме слива).
- Закройте все радиаторные краны, оставляя открытыми только последние батареи на концах петель, чтобы вода могла циркулировать.
- Заведите помощника, чья задача — находиться в котельной и поддерживать давление в сети на уровне 1 Бар с помощью опрессовочного насоса или через ветвь подпитки из водопровода.
- Открыв подачу воды, заполните основные магистрали, расширительный и котловой бак. Избыток воздуха должен сбрасываться через клапан группы безопасности и воздухоотводчик, расположенный в самой высокой точке (если он предусмотрен).
- Подойдите к первому радиатору, находящемуся ближе к котлу, и одновременно откройте оба крана (медленно). Спустите воздух через кран Маевского и снова закройте вентили. Помощник на этот момент должен следить за давлением, не позволяя ему упасть ниже 1 Бар.
- Повторите процесс для всех батарей, после чего включите циркуляционный насос и работоспособность теплогенератора. Когда магистрали начнут нагреваться, поочередно откройте все радиаторные краны и повторно избавиться от остаточного воздуха.
Важный момент. Перед тем как устранить воздушные пробки из радиаторов, убедитесь, что вам удалось выдавить воздух из циркуляционного насоса и включить его для прокачки трубопроводов на 5—10 минут.
После полного прогрева отопительных приборов давление в системе должно находиться в диапазоне 1.3—1.6 Бар. На этом процедура считается завершенной. Если в системе имеются теплые полы, их лучше заполнять в последнюю очередь, используя тот же алгоритм (на холодную!). То есть, после накачки давления в основной магистрали, поочередно открывайте и закрывайте напольные контуры, освобождая воздух через клапаны коллектора, а затем проводить прогрев и регулировку расхода теплоносителя.
Важно отметить, что автоматические воздухоотводящие клапаны следует устанавливать в группе безопасности котла, а также на другие магистрали только в том случае, если они располагаются выше радиаторов. В одноэтажном доме при низкой разводке воздух скапливается в радиаторах, так как они находятся выше трубопроводов, поэтому установка клапанов в таких случай не требуется.
Способы устранения воздушных прослоек
Смесь воздуха и воды оказывается опасной для всей системы. Она способствует возникновению коррозии, образованию известкового налета. Даже газовый котел может пострадать от воздействия агрессивной среды, поэтому своевременное удаление воздуха из системы отопления частного дома имеет первостепенное значение.
Для избавления от пузырей в коммуникациях можно воспользоваться стравливанием воздуха. Следует учитывать некоторые особенности:
- Сначала необходимо тщательно прогреть систему. Если это не помогает, тогда воздух придется вытравить вручную.
- Если в сети предусмотрены краны Маевского или другие устройства для отведения воздуха, действовать нужно осторожно. Ослабляйте винт постепенно, предварительно подставив под слив сосуд (например, ведро).
- Стравливание воздуха будет сопровождаться шипением и брызгами; после этого носитель начнет свободно вытекать. Как только это произойдет, остановите процесс.
- Если пузырь обнаружен на удалении от клапана, откройте кран, ближе расположенный к проблемной зоне. Подавив пробку, добавляйте в сеть воду.
- Когда несколько мест проблемные, а кранов недостаточно, открывайте отводчики строго последовательно, начиная с наиболее удалённых от котла.
- При использовании котлового отопления сначала стравите воздух из ближайших к котлу компонентов; самые удалённые и высокие оставляйте на потом.
- Если кранов и воздухоотводчиков нет, придется откручивать заглушки на радиаторах. Действуйте с большой осторожностью, иначе давление может их выбить; тогда вместо одной проблемы появится другая — прокол из-за которого может начаться протечка. Сброс осуществляйте до тех пор, пока не прекратится шипение, после чего сразу же закрутите винт до упора.
- Если процедура прошла успешно, трубы должны прогреться максимум за полчаса. Когда этого не происходит, необходимо повторить процесс, стравливая не только воздух, но и больше воды.
Когда удалить пробку не удается, или ее ликвидация не приводит к улучшению работы отопления, рекомендуется выполнить чистку системы.
Как выгнать воздух из системы отопления. Как ликвидировать завоздушивание системы отопления
Проблема образования воздушных пробок возникает из-за наличия кислорода и углекислого газа в системах отопления. Чаще всего это случается после длительных периодов простоя, таких как окончание летнего сезона и запуск системы перед началом отопительного периода, а также после проведения ремонтных работ или замены отдельных компонентов системы. Чтобы обеспечить полноценный обогрев помещений и избежать дискомфорта, важно знать, как избавиться от воздуха в системах отопления частного дома.
- Ошибки, допущенные при монтаже, включая неправильно выполненные перегибы или неверные уклоны и направления труб.
- Слишком быстрое заполнение системы теплоносителем.
- Неправильная установка воздухоотводящих клапанов или их полное отсутствие.
- Недостаточное количество теплоносителя в системе.
- Неплотные соединения труб с радиаторами и другими компонентами, что приводит к поступлению воздуха внутрь системы.
- Первый запуск и избыточный нагрев теплоносителя, из которого под действием высокой температуры кислород выводится быстрее.
Наибольший риск от наличия воздуха в системе наблюдается в системах с принудительной циркуляцией. При нормальном функционировании подшипники циркуляционного насоса постоянно находятся под водой. При прохождении воздуха через них основание оказывается без смазки, что приводит к повреждению скользящих колец из-за трения и нагрева или может полностью вывести механизм из строя.
Вода в своем составе содержит растворенные газы, такие как кислород и углекислый газ, а также свинец, магний и кальций. Под действием температуры они могут начать осаждаться на стенках труб в виде известкового налета. Участки труб, а также радиаторы, заполненные воздухом, становятся более подверженными коррозии, чем другие.
Признаки, по которым можно определить наличие воздушных пробок в трубах и радиаторах
Из-за наличия воздуха батареи неравномерно нагреваются. При проверке температуры можно заметить, что верхняя часть батареи заметно холоднее нижней. Образование пустот мешает полноценному прогреву, и поэтому помещение отапливается хуже. При сильном нагреве системы также возникают шумы, напоминающие щелчки и перетекание воды.
Чтобы определить местоположение воздуха, можно постучать по батарее: в местах, где нет теплоносителя, звук будет более звонким.
Обратите внимание! Прежде чем удалять воздух из системы, необходимо установить причину его появления и устранить ее.
Внимание! Особое внимание следует уделить герметичности соединений во время работы системы отопления. При запуске определить наличие незакрепленных соединений бывает сложно из-за быстрого испарения воды на горячих поверхностях.
Методы удаления воздуха
Системы отопления подразделяются на системы с принудительной и естественной циркуляцией теплоносителя. В первом случае жидкости перекачиваются специальным насосом, а во втором процессе происходит благодаря наклону труб и внутреннему давлению.
Системы с естественной циркуляцией
Для отведения воздуха из системы этого типа устанавливается расширительный бак в самой высокой точке. Значительное количество воздуха выводится через него при нагреве теплоносителя. Однако если при этом воздушные пробки остались, специалисты советуют увеличить уровень жидкости в системе, открыв при этом воздухоотводчики. Это позволит теплоносителю, движению и давлению вытеснить воздух из системы.
Системы с принудительной циркуляцией
В таких системах трубы и радиаторы располагаются горизонтально без уклонов. Для удаления воздуха из них устанавливаются воздухоотводчики, которые монтируются на перегибах и в наиболее высоких точках системы, так как именно в этих местах воздух накапливается наиболее активно.