Жидкие масла представляют собой стандартные трансмиссионные жидкости или их специальные аналогичные составы, разработанные специально для использования в таких механизмам. Они находят применение в редукторах закрытого типа с сальниками, которые предотвращают утечку масла из герметичного корпуса, например, в автомобильных трансмиссиях.
Как смазать перфоратор: какой смазкой и какие детали
Перфоратор стал незаменимым инструментом для различных строительных и ремонтных работ. Он способен сверлить бетон, создавать канавки в стенах, выбивать кирпичную кладку и даже замешивать строительные смеси. Поскольку этот инструмент работает под высокими нагрузками, он подвержен быстрому износу, особенно если его недостаточно смазывать. В данной статье мы разберем, какие компоненты перфоратора необходимо смазывать и какие составы для этого использовать.
Несмотря на то что внешний вид перфоратора напоминает мощную дрель, внутреннее устройство этого инструмента значительно отличается — оно характеризуется усиленной конструкцией. Требования к условиям эксплуатации у перфоратора намного выше, ведь он не только сверлит, но и варьирует свои функции, работая в режиме отбойного молотка. Поэтому его обслуживание необходимо проводить чаще, чем с обычной дрелью или шуруповертом. Важно разобраться, действительно ли смазка помогает увеличить срок службы перфоратора. Об этом мы и поговорим.
Зачем нужно смазывать перфоратор
Не имеет значения, какая у вас модель перфоратора, его следует систематически обслуживать, независимо от его цены или бренда. Об особом внимании требует механика устройства, так как смазка может высыхать или терять свои свойства со временем. В процессе работы шестерни, валы, подшипники и иные металлические компоненты интенсивно взаимодействуют друг с другом, что ведет к их нагреву и образованию продуктов износа, в частности, металлической стружки. Эти остатки со временем накапливаются в смазке, что ухудшает её защитные и смазывающие качества.
На качество смазки влияет не только количество отработанных часов, но и время простоя инструмента. Если перфоратор длительное время не использовался, смазка может высохнуть и потерять свои свойства. Бывает, что на заводе забывают о смазке, что, хотя и является редкостью, все же встречается. Поэтому желательно проверять состояние как подержанных, так и новых инструментов.
Эксперты рекомендуют в недорогих перфораторах заменять заводскую смазку сразу после покупки на качественную и проверенную.
Как устроен редуктор (передаточный механизм) перфоратора?
Для того чтобы осознать важность выбора расходных материалов, необходимо внимательно изучить структуру этого нагруженного узла.
Механизм редуктора может быть реализован в двух различных конфигурациях:
- Отдельный редуктор и отдельно возвратно-поступательный механизм. В этом варианте поршневая группа имеет свою смазку, и шестерни передаточного узла не соприкасаются с ней.
- Реализация перфоратора по храповой схеме. В таком случае редуктор и ударный механизм представляют собой единое целое, и смазка для них также используется одна и та же.
Стандартный передаточный узел состоит обычно из пары шестерен. Также встречается планетарная схема, при которой количество шестерен будет больше. Зубья шестерен могут быть как прямыми, так и косыми — последний вариант используется для больших нагрузок.
С помощью редуктора устанавливается передаточное отношение:
- вал шпинделя перфоратора вращается с меньшей скоростью относительно ротора двигателя;
- товарный момент на патроне увеличивается пропорционально уменьшению скорости.
Таким образом, достигаются две задачи: увеличивается механическая тяга и снижаются обороты, что позволяет более точно контролировать процесс сверления.
Для чего нужно смазывать передаточный узел?
Несмотря на прочность металла шестерен, трение их зубьев неизбежно вызывает износ.
К тому же, в случае отсутствия антифрикционной смазки, шестерни сильно нагреваются, что может привести к отпуску закаленной стали – металл теряет свою твердость. Это способствует ускоренному износу и даже поломке зубьев.
Помимо стандартных нагрузок, зубья шестерен могут перемещаться в продольной оси — это характерно для конструкции перфоратора по храповой схеме.
Малая шестерня с подвижным валом перемещается вперед и назад относительно большой шестерни. Поэтому смазка должна обеспечивать свободное скольжение.
Кроме этого, валы редуктора опираются на подшипники. Если подшипники не герметичны, используется такая же смазка, что и для всей механики, находящейся в одном корпусе.
Существует множество видов консистентной смазки, применяемой как в автомобилях и тяжелых механизмах, так и в бытовых (профессиональных) электроприборах. Тем не менее, добросовестные пользователи стремятся обходиться без универсальных составов.
Перед началом процедуры смазки следует внимательно очистить редуктор от старой смазки и загрязнений, используя специальные очистители. В дальнейшем необходимо разобрать инструмент, сняв корпус, что обеспечит доступ к редуктору. Перед этим обязательно ознакомьтесь с инструкцией по эксплуатации вашего перфоратора, чтобы избежать ошибок в процессе разборки.
На этом этапе рекомендуем следовать таким шагам:
- Равномерно распределите смазку по всем движущимся частям редуктора, убедившись, что она покрывает все поверхности, подверженные трению.
- Тщательно соберите перфоратор, следуя обратному порядку разборки.
- Включите перфоратор и убедитесь, что он работает плавно, без посторонних шумов или задержек.
Рекомендации по выбору смазки
Для того чтобы выбрать правильную смазку, обращайте внимание на следующие аспекты:
- Убедитесь, что смазка совместима с материалами, из которых изготовлен редуктор.
- Выбирайте состав с учетом условий эксплуатации перфоратора (температура, влажность и т.д.).
- Следуйте рекомендациям производителя относительно типа и марки смазки.
Частота смазки редуктора
Эта частота зависит от интенсивности эксплуатации перфоратора. В среднем рекомендуется проводить смазку каждые 6-12 месяцев или после 80-100 часов работы. Однако при интенсивной эксплуатации или в условиях повышенных нагрузок может потребоваться более частая замена смазки. К примеру, если инструмент используется ежедневно по 10-12 часов, смазку редуктора придется проводить раз в неделю.
Правильная и регулярная смазка редуктора помогает обеспечить долговечность и эффективность работы устройства. Используйте подходящие составы, соблюдайте все советы по подготовке и нанесению, и ваш инструмент будет служить вам много лет.
На практике лучше доверить техническое обслуживание перфоратора профессионалам, чем пытаться провести смазку самостоятельно. Риск ошибиться при сборке и разборке велик, а специалисты также проверят инструмент на наличие других проблем.
Особенности выбора масла
Основным параметром, который стоит учитывать при покупке масла для смазки, является его вязкость. Высококачественные масла, как правило, стоят дорого, но в данном случае экономия может привести к негативным последствиям. Поскольку перфоратор является дорогим инструментом, необходимо постоянно заботиться о его рабочем состоянии. Обычно производители указывают рекомендуемые виды смазок в инструкции, но если информации нет, можно обратиться за советом к специалистам сервисного центра, либо в магазин, где был приобретен инструмент. Специалисты помогут подобрать оптимальный состав для вашего перфоратора.
Существуют универсальные масла, подходящие для нескольких типов дрелей. В последние годы широкое применение находят графитовые смазки, обладающие хорошими вязкостными свойствами и высоким качеством.
Опытные мастера подтверждают, что многие брендированные смеси обладают значительно худшими характеристиками, чем смеси на основе графита. к тому же, их цена, как правило, довольно доступна, что делает выбор в их пользу еще более очевидным.
Для смазки перфораторов рекомендуется использовать такие вещества, как солидол и литол. Литол-25 — это высококачественный материал, обладающий длительным сроком службы и невысокой стоимостью. Он пользуется большой популярностью среди владельцев электроинструментов.
Важно помнить, что подобные смеси могут вызывать небольшое замедление вращения конструкций и значительно повышать нагрев инструмента в процессе эксплуатации.
Говоря о специализированных смазках, необходимо отметить, что для смазывания различных деталей нужно использовать именно те масла, которые подходят для этих компонентов. Например, для смазки буров не следует использовать масла, предназначенные для редуктора.
А для редуктора требуется более жидкая смазка, способная хорошо покрыть контактирующие детали и заполнить все свободные пространства. Существуют также требования для смазки отдельных пластиковых компонентов — для них может использоваться только силиконовая смазка.
Передаточный механизм можно смазывать и пластиковыми составами, однако не каждая техника будет исправно функционировать при использовании таких средств.
Для уменьшения износа хвостовых насадок идеально подходят более густые смеси. Обычно на упаковке указывается, что они предназначены для обработки буров.
Если нужного средства нет под рукой, можно воспользоваться графитовым аналогом, хотя он менее эффективен в отводе тепла, чем специализированные масла.
Для смазки патронов можно использовать силиконовые варианты смазок. На рынке доступны как фирменные составы от производителей электрических инструментов (таких как Hitachi или Metabo), так и продукты компаний, специализирующихся на смазочных материалах, например, AEG, Bosch или Интерскол.
Наиболее популярные марки таких смазок:
- Bosch – предлагает масла для смазывания редукторов и хвостовых насадок;
- Makita – используется для буров;
- Lubcon Thermoplex – продукт для редукторов;
- Turmogrease – универсальные смазки;
- Нанотек — для хвостовиков;
- Интерскол – оптимально подходит для обработки буров;
- PRORAB — используется для обработки посадочных мест хвостовых деталей;
- Kress – применяется для обработки буров.
Как правильно смазать детали?
Когда речь идет о смазке перфоратора в домашних условиях, обычно имеется в виду самостоятельная замена смазки на отдельных деталях. В первую очередь необходимо смазывать редуктор — этот механизм относительно просто разбирается, но требует внимательности к деталям и последовательности действий.
Для начала подготовьте все необходимые материалы:
- чистую сухую ткань – ветошь;
- слесарные инструменты для сборки редуктора;
- сам смазочный состав.
Большинство известных производителей, таких как Бош и Макита, в инструкциях содержат весь порядок разборки и сборки приборов и дают важные советы. Владельцы перфораторов, которые впервые сталкиваются с такими работами, смогут освоить все шаги, ориентируясь на эти советы.
Если у вас нет под рукой инструкции, следуйте общему алгоритму действий.
- Инструмент следует очистить от пыли и загрязнений.
- При разборке и сборке необходимо тщательно запомнить порядок расположения всех деталей, чтобы избежать путаницы. Запись процесса на видео может помочь.
- Все работы по смазке лучше проводить спустя некоторое время после работы инструмента. Он должен остыть, так как охлажденная смазка может привести к проблемам, если попадет на раскаленные детали.
- После извлечения всех основных компонентов, включая редуктор, тщательно промойте их веретенным маслом или бензином, а затем высушите. Особенное внимание уделите редуктору.
- Каждую деталь стоит осмотреть внимательно. Возможно, некоторые участки уже смазаны, и их не следует обрабатывать повторно.
- После нанесения смазки редуктор аккуратно собирается в обратном порядке. При правильной сборке перфоратор готов к работе.
Кроме редуктора, также рекомендуется смазывать бур. Здесь хвостовая часть механизма также промывается бензином, очищается и высушивается, а затем аккуратно обрабатывается специализированными маслами.
Дополнительно рекомендуется обработать и сальник патрона, это позволит значительно увеличить его срок службы и защитить от попадания пыли. Однако следует помнить, что сальник следует смазывать только в том случае, если перфоратор оборудован открытым патроном. Если система закрыта, необходимость в смазывании не возникает.
Выбор смазки
Прежде чем приступить к вопросу, как именно смазать перфоратор, стоит ознакомиться со средствами, которые можно использовать для этой процедуры. Как правило, производитель указывает соответствующий тип или марку смазки, идеально подходящей для конкретной модели. Обычно такие рекомендации представлены в инструкциях к инструментам от известных брендов. Если же инструкции отсутствуют, можно обратиться к консультантам в магазине за рекомендацией о том, какая смазка подойдет лучше всего для вашего перфоратора.
Сервисные центры используют специальные фирменные смазочные составы, которые сложно найти в открытой продаже, но их можно заказать, зная продуктовый код.
Универсальной и относительно недорогой смазкой, подходящей для большинства современных моделей перфораторов, можно считать масло для дизельных двигателей. Также активно и успешно используются смазки на основе графита для смазки перфораторов, в частности, для червячных передач открытого типа.
Литол-24 активно используется также в качестве недорогой смазки для конструктивных элементов перфораторов. Однако необходимо помнить, что этот состав может привести к перегреванию и замедлению работы трущихся деталей, а также его действия хватает надолго.
Еще несколько рекомендаций по смазке перфоратора
Проблема частоты смазки перфоратора часто волнует пользователей. У этого вопроса нет однозначного ответа, так как регулярность выполнения смазки зависит от интенсивности его использования и нагрузок, которыми нагружает оборудование. Также необходимо учитывать рекомендации производителя, обычно указанные в техническом паспорте, а также наличие или отсутствие гарантийного срока на использованное вами устройство.
Касательно смазки перфоратора из современных моделей, следует отметить, что большинство таких инструментов уже оснащены специальной емкостью для смазочного состава, куда достаточно просто залить новый состав, предварительно открутив сливную крышку и слить старую смазку. Перед заливкой новой смазки желательно продувать емкость сжатым воздухом, а затем промыть её веретенным маслом или бензином.