Светофильтры для фотоаппарата

Контрастность, насыщенность цветовой палитры и глубина изображения определяются не каким-то волшебным образом, а, в первую очередь, условиями освещения. Именно в поиске подходящего освещения заключается суть работы фотографа.

Светофильтры для объективов – для чего они нужны и как правильно их выбрать?

Светофильтр для объектива представляет собой специальное стекло, установленное на объективе через резьбовое соединение. Функции светофильтров могут варьироваться в зависимости от потребностей фотографа — от простой защиты объектива до создания специальных эффектов. Применяя светофильтры, можно добиться нужных эффектов в кадре без необходимости использования графических редакторов, таких как Photoshop.

  • Вы можете продолжить читать эту статью или же подобрать фильтр для вашего объектива, воспользовавшись нашим Каталогом Светофильтров.

Посадочный диаметр светофильтра.

Чтобы правильно подобрать фильтр к объективу, вам необходимо знать диаметр резьбы на объективе вашей фотокамеры или видеокамеры. Обычно информация о диаметре указана прямо на самом объективе. Также эту информацию можно найти в инструкции к вашему фотоаппарату или объективу, либо просто измерив диаметр с помощью линейки. Произведенные диаметр резьбы стандартизированы, так что вероятность ошибки минимальна.

На текущий момент существует ряд стандартных размеров резьбы на объективах: 30мм, 37мм, 40,5мм, 41,5мм, 43мм, 46мм, 49мм, 52мм, 55мм, 58мм, 62мм, 67мм, 72мм, 77мм, 82мм, 86мм, 95мм, 105мм, 107мм и 127мм.

Защитные и УФ-фильтры

Основная задача защитных светофильтров заключается в том, чтобы обеспечить передней линзе дорогостоящего объектива защиту от воды, пыли, грязи и отпечатков пальцев. Множество фотографов, приобретая новый объектив, сразу же накручивают на него защитный фильтр, а по мере его загрязнения или царапин меняют на новый.

Часто в качестве защитных фильтров применяются и ультрафиолетовые (UV) фильтры. Они, помимо физической защиты, уменьшают количество ультрафиолетового света, попадающего на матрицу. Теоретически, это может повысить качество фотографий, сделанных в местах с большой высотой, таких как горы, или у акваторий, где УФ-излучение значительно. Фотографии с UV-фильтром могут стать чуть более резкими и контрастными.

Однако на практике это зависит от условий съемки и используемой камеры: во всех цифровых камерах (за исключением специализированных, предназначенных для астрофотографии) перед матрицей имеется фильтр, который блокирует невидимые человеку излишние ультрафиолетовые и инфракрасные лучи. Таким образом, в некоторых случаях UV-фильтры могут улучшать качество изображения, а в других — выполнять исключительно защитную функцию.

Выпускаются фильтры различных диаметров: от небольших 43 мм до более крупных, таких как 77 мм и даже 82 мм, так что подобрать подходящий фильтр можно практически к любому объективу.

Когда стоит использовать защитные и УФ-фильтры, а когда — нет

Стоит отметить, что даже самый качественный фильтр может немного ухудшать изображение. Это связано с добавлением дополнительного стеклянного элемента перед объективом, что, следовательно, увеличивает вероятность потерь из-за поглощения света фильтром и отражения от его поверхности.

Поэтому в ситуациях, когда требуется высокое качество и четкость изображения, а объективу ничего не угрожает, можно отказаться от использования защитного фильтра. Например, его стоит снять во время предметной или фэшн-съемки в фотостудии. Также целесообразно убирать защитный фильтр, когда необходимо установить на объектив другой фильтр, например, нейтрального типа.

В то же время, если существует вероятность, что объектив может быть поврежден в процессе съемки, лучше установить фильтр. В первую очередь это касается съемок в плохую погоду — пыль, грязь, дождь и песок проще удалить с фильтра, чем с линз. Если же фильтр поцарапается, его всегда можно заменить на новый. Особенно рискованная ситуация возникает при съемке автогонок и мотогонок, когда из-под колес могут вылетать камни и песок, что может повредить объектив.

  Как подключить Блютуз колонку к ноутбуку

Фильтр, разбитый камнем, но объектив в целости / Фото: photo.stackexchange.com

Защитный фильтр не будет лишним также и для макрообъективов: при съемке насекомых фотографу часто приходится работать вблизи растений, где они могут оставить царапины на линзе. Даже в студии случаи, когда защитный фильтр оказывается полезным, могут вполне иметь место (например, при съемке предметов с брызгами воды или на фотосессиях с маленькими детьми, которые нередко могут дотянуться до объектива и поцарапать его).

Существуют два типа поляризационных световых фильтров.

  1. Линейные – такие фильтры имеют более низкую цену и базовый функционал, однако не так сильно подавляют поляризованный свет по сравнению с круговыми фильтрами.
  2. Круговые фильтры — позволяют настраивать автофокус и измерение экспозиции, значительно эффективнее отсекая ненужный для изображения световой спектр.

Поляризационный фильтр способен изменить оттенок неба на более глубокий и синий, сделать летний зеленый ландшафт крайне насыщенным, а цвет морской воды — ярким и насыщенным. Тем не менее, данное устройство следует применять с осторожностью: поскольку он снижает количество света, попадающего на объектив, в условиях недостаточного освещения готовое изображение может оказаться нечетким и смазанным. Кроме того, неправильное использование фильтра может привести к чрезмерной насыщенности и интенсивности цвета, что приведет к получению картинок, которые выглядят неестественно яркими, зачастую с кислотными оттенками.

 Поляризационный световой фильтр

Инфракрасные светофильтры

Инфракрасные фильтры являются узкоспециализированными. Они блокируют весь видимый спектр света, оставляя только инфракрасные лучи. Современные модели цифровых фотокамер также способны улавливать инфракрасное излучение, поэтому применение подобных фильтров может быть не всегда оправданным. С инфракрасной насадкой довольно сложно сфокусироваться на объекте, поэтому в ходе съемки рекомендуется использовать штатив и длинную выдержку, а также ручной режим съемки. Несмотря на все сопутствующие трудности, эффект от применения инфракрасного фильтра может быть весьма оригинальным: например, зимние пейзажи могут стать более насыщенными, небо может стать темнее, а некоторые объекты могут изменять свою цветовую палитру. Этот фильтр в магазинах обычно обозначается стандартной буквенной маркировкой IR.

Инфракрасный светофильтр

Градиентные светофильтры

Градиентные фильтры разделяются на два типа:

  • вращающиеся – создают затемнение на половину изображения, при этом линза может вращаться;
  • обычные – данные фильтры имеют квадратную форму и устанавливаются в специальное крепление на объективе камеры.

Градиентные насадки предназначены для создания равномерной экспозиции в процессе пейзажной съемки. Таким образом, верхняя часть кадра становится темнее, а нижняя – светлее. Результатом становится качественно экспонированное изображение с проработанной детализацией.

Градиентный светофильтр

Альтернативой данному фотофильтру может служить эффект HDR в редакторе или режим панорамной съемки.

Нейтральные светофильтры

Основное назначение нейтральных фильтров заключается в увеличении времени экспозиции без влияния на цветовую гамму. Эти фильтры по своей функциональности подобны солнечным очкам — они уменьшают как свет, так и тени по мере необходимости. Если использовать слишком темный нейтральный фильтр, тени на изображении могут выглядеть слишком темными и «проваленными». Применение нейтральных фильтров целесообразно в тех случаях, когда нужно снять портрет на открытой диафрагме при ярком дневном свете. Они также удобны для запечатления образа водной глади на закате или рассвете, когда игра солнечного света становится ключевым фактором успеха. Поэтому лучше всего использовать данный фильтр для тех, кто предпочитает фотографировать с длинной выдержкой на открытой диафрагме при неблагоприятных условиях освещения. Маркировка такого фильтра – ND.

Как правильно выбрать фильтр для объектива

Любой светофильтр изменяет оптическую схему и может дать результат, который иногда оказывается не самым предсказуемым. Он способен не только скорректировать изображение, но и ухудшить его: например, сильно понизить детализацию, вызвать появление ненужных бликов, засветить кадр или свести к минимуму контрастность. Поэтому перед приобретением того или иного фильтра убедитесь, что он соответствует параметрам вашего объектива и рекомендованным режимам съемки. Обратите внимание на надежность производителя и качество управления отраженным светом. Если вы планируете снимать объекты в условиях плохого света, только качественный светофильтр сможет выполнить поставленную задачу.

Важно отметить, что при выборе фототехники не следует чрезмерно экономить, иначе это может негативно сказаться на полученном качестве.

Если в вашем арсенале имеется профессиональное широкоугольное или сверхширокоугольное оборудование, следует особенно внимательно подойти к выбору оправы светового фильтра. Чрезмерно толстая оправа может вызвать затемнение углов в кадре, тем самым создав эффект виньетирования. Обычно дорогостоящие профессиональные фильтры имеют облегченную тонкую оправу, что значительно снижает риск неудачных кадров.

  Дизайн стены с телевизором в гостиной

Нейтрально-серые фильтры

Приходилось ли вам сталкиваться с ситуацией, когда при съемке с использованием светосильной оптики фотографии, сделанные на открытой диафрагме, оказываются пересвеченными, несмотря на минимальную выдержку и чувствительность? Это, как правило, является результатом яркого солнечного света.

Эта проблема решается с помощью нейтрально-серых фильтров. Эти фильтры представляют собой оптическое стекло с равномерным затемнением. Благодаря этому такие фильтры позволяют увеличить выдержку или открыть диафрагму без изменения экспозиции, когда традиционными методами это сделать невозможно.

Светофильтры для фотоаппарата 2

Нейтрально-серый фильтр Hoya

Таким образом, благодаря нейтрально-серым фильтрам мы можем производить съемку при ярком солнечном свете или с использованием вспышки на малых значениях диафрагменных чисел.

Эффект длинной выдержки может понадобиться для съемки воды, ночной съемки или городской пейзажной съемки — в этих случаях наблюдаются очень интересные и красивые эффекты.

Светофильтры для фотоаппарата 3

Размытие движущейся воды при длинной выдержке

Светофильтры для фотоаппарата 4

Эффект длинной выдержки на фотографии

Без таких фильтров не могут обойтись и видеографы, поскольку они не используют короткие выдержки.

Также важно упомянуть нейтрально-серые фильтры переменной плотности. Они представляют собой два поляризационных фильтра, которые вращаются относительно друг друга, позволяя регулировать эффект.

Светофильтры для фотоаппарата 5

Нейтрально-серый фильтр переменной плотности

Множество профессиональных видеокамер и некоторых фотокамер (которые не имеют выдержек, таких как 1/4000 или 1/8000 секунды) оснащены встроенными нейтрально-серыми фильтрами, которые активируются либо автоматически, либо вручную, что позволяет снимать на относительно длинных выдержках.

Градиентные фильтры

Градиентные фильтры, подобно нейтрально-серым, обладают затемнением, но оно становится более плавным от одного края к другому.

Светофильтры для фотоаппарата 6

Градиентные фильтры

Эти фильтры применяют в тех ситуациях, когда область съемки имеет резкий контраст. Например, при снятии пейзажей, когда небо ярче, чем земля. Градиентный фильтр позволяет одновременно «вложить» снимок в диапазон динамики камеры, делая картинку более красивой.

Светофильтры для фотоаппарата 7

Эффект градиентного фильтра на фотографии

Бленда — аксессуар для защиты объектива

Возникает вопрос: реально ли светофильтр защищает объектив? Возможно, переднюю линзу он и защищает, но чаще всего при падении удар приходится не столько на линзы, сколько на корпус объектива. В момент падения наиболее уязвимой частью оказывается выезжающий хобот.

Объектив NIKKOR AF-P 70-300mm f/4.5-5.6E ED VR с установленной блендой.

Объектив NIKKOR AF-P 70-300mm f/4.5-5.6E ED VR с установленной блендой.

Если объектив с установленной блендой не помещается в фотосумку, её можно перевернуть. Большинство объективов позволяет это сделать.

В случае если объектив с установленной блендой не входит в фотосумку, её можно перевернуть, так как большинство объективов это допускает.

Как можно защитить объектив, не ухудшая (и иногда даже улучшая) качество изображения? Все объективы Nikon, кроме самых дешевых китовых моделей, комплектуются блендой. Бленда — это козырек, который устанавливается на объектив и защищает его переднюю часть. Основная цель бленды — это предотвращение бликов. Наиболее неприятные блики попадают в объектив, когда свет падает на линзы с бока. Бленда же защищает линзы от бокового освещения.

  Что такое матричный принтер. Сфера его использования

Чем короткофокуснее объектив, тем короче у него бленда, ведь она не должна попадать в кадр. Некоторые сверхширокоугольные объективы не имеют возможности установки круглых резьбовых фильтров, но у них есть встроенная бленда. Она противостоит бликам и защищает большой передний оптический элемент объектива. Пример — Nikon AF-S NIKKOR 14-24mm f/2.8 G ED.

Чем короче фокусное расстояние объектива, тем короче бленда, так как она не должна попасть в кадр. Некоторые сверхширокоугольные объективы не имеют возможности установки круглых резьбовых фильтров, но при этом оснащены встроенной блендой, которая предотвращает блики и защищает крупный передний оптический элемент объектива. Хорошим примером может служить Nikon AF-S NIKKOR 14-24mm f/2.8 G ED.

Бленда также показывает отличные защитные функции. Она защищает переднюю линзу от бокового света, что уменьшает вероятность оставления отпечатков пальцев или зацепления передней линзы, например, веткой дерева. Благодаря упругой конструкции бленда также амортизирует удары.

Поэтому в повседневном использовании можно эффективно защитить объектив, не вызывая дополнительных затрат, используя комплектную бленду. Для стандартного китового объектива также более оправданной станет покупка бленды, нежели светофильтра.

Даже у сравнительно доступного широкоугольника Nikon AF-S NIKKOR 18-35mm f/3.5-4.5G ED имеется отличное антибликовое покрытие, и не стоит ему мешать делать своё дело, устанавливая защитные фильтры.

Даже у сравнительно доступного широкоугольника, такого как Nikon AF-S NIKKOR 18-35mm f/3.5-4.5G ED, имеется великолепное антибликовое покрытие, и не стоит этому покрытию мешать, устанавливая защитные фильтры.

Подведём итог

  • Защитные и УФ-светофильтры не способствуют улучшению качества снимков и чаще всего становятся причиной ухудшения резкости, контраста и появления нежелательных бликов.
  • UV и защитные фильтры, как правило, не создают художественные эффекты на цифровых кадрах. Если вам нужны эффекты, посмотрите на поляризационные фильтры. Защитные и UV-фильтры не следует оставлять на объективе постоянно — их нужно применять только в определенных ситуациях: например, при съемке водопадов, фонтанов, в пыльных условиях гонок или при экстремальных путешествиях, а также в репортажной съемке.
  • Эти фильтры лучше всего снимать с объектива в тех случаях, когда на кадре присутствует источник света: солнечный свет, фонари, люстры. В противном случае велик риск возникновения нежелательных бликов.
  • Перед установкой других типов фильтров обязательно снимайте защитный, так как чем больше фильтров, тем ниже качество снимка.

Светофильтры для фотоаппарата 8

NIKON D810 настройки: ISO 64, F8, 15 с, 85.0 мм экв.

  • При выборе защитного светофильтра обратите внимание на изделия с маркировкой UV. Светофильтр обязательно должен быть с антибликовым многослойным просветляющим покрытием. При покупке важно проверить его качество: на фильтре не должно быть никаких отражений.
  • Наиболее уязвимые части объектива — это задняя линза и выезжающий хобот при зумировании или фокусировке. Защитный фильтр не сможет предотвратить их повреждение.
  • Нецелесообразно использовать дорогостоящий защитный фильтр с бюджетной китовой оптикой, так как в недорогом фильтре отсутствует смысл — он только ухудшает качество картинки.
  • Практически ко всем объективам Nikon в комплекте идет бленда. Она не только защищает от бликов, но и обеспечивает механическую защиту передней части объектива.

И последнее, но не менее важное: объектив с идеально сохраненной передней линзой и поврежденным корпусом не сможет выступить в роли функционального инструмента. Так же это скажется и на его стоимости при возможной продаже на вторичном рынке. Поэтому лучше не полагаться на защитные светофильтры, которые создают мнимую уверенность в защите оптики, а выработать привычку бережного и аккуратного обращения с техникой. Это позволит вам избежать необходимости тратиться на светофильтры, а линзы и корпус оптики прослужат гораздо дольше. Также очень важно выбрать надежную фотосумку или фоторюкзак для безопасной транспортировки вашего оборудования.

Практика показывает, что чаще всего техника повреждается именно в процессе транспортировки, а не во время съемки. В качестве дополнительной защиты объектив можно положить в комплектный чехол или обернуть большой микрофибровой салфеткой.

Бленда и чехол — средства защиты, которые поставляются в комплекте к большинству объективов.

Бленда и чехол — одни из способов защиты, которые идут в комплекте к большинству объективов.

Используете ли вы защитный светофильтр в своих съемках? Были ли случаи, когда он помог сохранить объектив? Делитесь своими историями в комментариях!

Оцените статью
balkoniokno.ru
Добавить комментарий