Палехская роспись на шкатулках. Палехская миниатюра из чего делают.

И сегодня существуют книги, иллюстрирующие классические произведения великих русских авторов палехской росписью.

Палехская роспись на шкатулках

Палехская роспись

Палехская роспись — один из самых известных видов искусства русского народа. Палехская роспись зародилась в послереволюционной центральной России. Современная Ивановская область тогда была Владимирской губернией, а название искусство получило по имени палехского поселения, которое находилось в районе Вязников. В дореволюционный период палехские мастера были известны в основном своим умением писать образа и украшать церкви, поэтому можно предположить, что палехская живопись берет свое начало в агиографии.

История промысла

Первоначально палехские художники были наиболее известны своими церковными росписями, но в послереволюционный период в Палехе был основан Палехский художественный коллектив. В 1925 году их работы были выставлены в Париже и получили мировую известность.

город Палех

Особый расцвет палехская живопись пережила в конце 1960-х — начале 1980-х годов:

  • выпускалось огромное количество советских открыток с миниатюрами, выполненными в палехской технике;
  • выпускались марки с палехской росписью;
  • сувенирные и подарочные косметические наборы продавались в коробках с палехской росписью и с такими же изображениями на этикетках;
  • большой популярностью пользовались декоративные подносы и шкатулки для украшений, где были изображены не только сюжеты былин и сказок, но и истории достижений советского народа.

Общие черты палехской росписи

Как и любое прикладное народное искусство, относящееся к определенной местности, палехская роспись имеет определенные особенности и характеристики, основанные на традициях мастеров этой школы. Поскольку прародителями палехской миниатюры были бывшие агиографы, этот факт не мог не отразиться на живописном стиле художественных композиций, созданных палехскими художниками. Палехских художников отличало прекрасное чувство цвета и тонкая прорисовка всех деталей, которые они перенесли на оформление кассет, табакерок и других предметов народного искусства. Можно сказать, что все палехские лаковые миниатюры основаны на палехской иконографии, традициях и технике.

Палехская живопись отличается от живописи других русских народных школ тем, что художники не изображают декоративные элементы или отдельные фигуры, а пишут целые композиции — настоящие миниатюры, изображающие то или иное действие. Палехское искусство — это поэзия в рисунке, моменты из русских песен и сказок, запечатленные рукой художника на поверхности предметов. Мотивы взяты из повседневной жизни, из русских народных сказок, песен и заголовков, а также из классических произведений литературы, таких как «Басни» Пушкина и «Мифы» Крылова. Благодаря своей изысканности, богатству красок и деталям оформления, палехские миниатюры передают ощущение легкости и праздника.

Отличительными чертами палехской школы являются:

  • миниатюрное письмо;
  • общий мягкий тон написания композиции;
  • орнаментальная изысканность рисунка;
  • насыщенность композиции элементами;
  • живописность каждой детали;
  • узорчатость письма;
  • разнообразие цветовых переходов;
  • деревья с натуралистичной листвой;
  • строгановская удлинённость и хрупкость фигур;
  • тонкость прорисовки обнажённых частей человеческого тела;
  • насыщенность движением;
  • роспись золотом;
  • пробелы;
  • фоны темных тонов.

Черный лаковый фон, образующий основное «пространство» будущей композиции, не случаен в палехской миниатюре. Искусство лаковой миниатюры зародилось на древнем Дальнем Востоке, где материалом для росписи служило лаковое дерево — натуральное сырье. Поскольку в России его не было, русские мастера стали использовать для росписи бумагу из папье-маше, покрытую черным лаком. Это покрытие стало визитной карточкой палехской росписи. Ведь для миниатюрной палехской росписи черный фон символизирует темноту, из которой в процессе м а с т е р с т в а появляются жизнь и цвет. Более того, черный фон имеет свой внутренний объем, который придает глубину композиции готовых картин.

  Подушки для мебели садовой и уличной: как сшить своими руками и чем набить. Как сшить подушки для садовой мебели.

Еще одной отличительной особенностью палехской живописи является то, что с первых дней палехской миниатюры и по сей день художники пишут картины с помощью яичных колотушек, которые используются для росписи картин.

Золотая краска является не только частью цветовой композиции картины и характерной особенностью работ палехских художников. Тонкие линии золота и серебра используются для выявления света и тени, определения формы фигур и отдельных элементов композиции. Ведь золото символизирует свет, который в христианском мировоззрении означает нечто божественное и вечное.

Работа миниатюриста требует тонкой точности, четкости каждой линии и аккуратности. Палехским художникам часто приходится использовать увеличительное стекло при написании своих миниатюрных шедевров. Несравненный стиль и изящество палехской лаковой миниатюры основаны на многовековых традициях древнерусской живописи и богатом опыте народного искусства.

История возникновения и развитие в России

Возникновение искусства миниатюрной живописи в Палехе не случайно. Оно возникло на основе многовековых традиций русской живописи и народного творчества, составляющих его основу. Опыт многих поколений палехских художников и агиографов очень разнообразен и богат.

Под влиянием своих соседей — новгородской, строгановской и ярославской школ, а также волжской живописи XVII века — палехские агиографы выработали свой собственный самобытный стиль. Хотя стиль агиографии придерживался строгих правил, каждая школа старалась внести свои особенности в выбор цветов, людей, предметов, одежды и элементов пейзажа. В зависимости от эпохи и обстоятельств, в которых были написаны иконы, менялся способ изображения и выбор элементов. На некоторых картинах Палеха присутствуют детали из повседневной жизни людей того времени: посуда, предметы обстановки, оружие или одежда. Есть также изображения палат, карет, пейзажей и архитектурных элементов.

Первые упоминания о Палехе встречаются в летописях, датируемых началом XVII века. Век. Исторические документы этого периода описывают Палех как место с ярко выраженным ремеслом иконописи — в то время в селе насчитывалось около двадцати иконописных мастерских. Однако собственный стиль, характеризующийся особым изяществом, филигранной точностью изображения, тонкостью и плавностью линий и большим количеством красок с золотыми оттенками, используемых для росписи облачений святых, сложился лишь к середине XVIII века.

Помимо иконописи, палешане занимались монументальной живописью и участвовали в росписи храмов и церквей, создавая настоящие шедевры, без которых мы не можем представить себе убранство даже самых скромных церковных интерьеров. Например, в 1762-1774 годах в самом центре Палеха была построена Крестовоздвиженская церковь, полностью расписанная местными художниками.

  Способы крепления римских штор, конструкция и механизм. Как крепятся римские шторы.

К середине XVII века слухи о замечательных работах палехских живописцев дошли до великих русских городов, таких как Москва. Палехских мастеров приглашали в столицу для росписи и реставрации храмов, соборов и церквей. Искусством и талантом художников из деревни на реке Палех можно и сегодня полюбоваться при посещении известных российских исторических памятников, таких как Фестивальный зал Московского Кремля, Новодевичий монастырь или Сергиево-Посадский монастырь.

Иконы Палеха были очень дорогим удовольствием, так как были написаны с большим упорством и тщательностью по образцу старых работ старших мастеров и являлись лучшими образцами русской традиции иконописи. Несмотря на высокую цену, спрос на иконы, написанные в Палехе, не иссякал, и с XVIII века Палех становится центром иконописи, поскольку в нем были заложены лучшие традиции русской школы живописи XV-XVII в. Палехская школа стала известна по всей стране, иконопись процветала, работы мастеров охотно покупали.

Однако к концу 19 века производство икон в России приобрело почти промышленные масштабы, что привело к снижению качества работ. В погоне за скоростью и увеличением иконописных композиций было утрачено все, что так ценилось в русской живописи — выявление деталей, создание воздушного и прозрачного образа, наполнение объема различными элементами, передача тонких эмоций в ликах святых. Образы становились все дешевле и дешевле, а их качество ухудшалось. Особенно сильный удар по традиции рукописной живописи нанесло изобретение и распространение массовой печати, что привело к появлению очень дешевых и легкодоступных печатных изображений. Однако социалистическая революция 1917 года стала последним и самым разрушительным ударом по русской иконописи, в том числе и палехской. После этого палехские художники практически остались без работы, так как при новой власти создание икон стало не только нерентабельным, но и просто опасным. Поэтому для палехской иконописи произошел резкий перелом, когда возникла необходимость применить накопленный веками опыт в другой области творчества. Ремесло иконописи прекратило свое существование.

Иконопись на лаковой шкатулке

Как палехская миниатюра завоевала мир? В творчестве палехских художников появились новые темы, изображающие сцены из сказок и литературных произведений, рассказывающие об окружающей действительности. В то же время палехские мастера сохраняли в своих работах прежний живописный стиль. Это были живописные изображения, перенесенные на лаковую поверхность. Направление, композиция и пропорции палехских миниатюр соответствовали живописным правилам. Лица людей, фигуры и складки одежды в работах палехских художников были заимствованы из школы агиографии.

palekhskaya-miniatyura

Традиционно палешане пишут миниатюры темперными красками. Они делают их сами, используя эмульсию из куриного желтка. Блестки наносятся художниками для создания золота (сусальное золото, натертое на камеди арабик). Использование золота и ярких, чистых цветов придает палехской миниатюре торжественность и выразительность.

  Достоинства и недостатки постельного белья из микрофибры. Микрофибра ткань постельное белье из чего состоит.

palekhskaya-miniatyura

Палех в советское время

Палехское искусство высоко ценил писатель А.М. Горький. Он увлекся живописью, когда дед отправил его подростком в мастерскую Д.А. Салбанова для обучения. Об этом периоде своей жизни Горький рассказывает в рассказе «К людям».

Палехская роспись на шкатулках. Палехская миниатюра из чего делают. 2

А.М.Горький помог организовать библиотеку в артели «Палех», которая состояла из произведений писателей-классиков — А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя, Н.А.Некрасова, И.А.Крылова….. Персонажи этих произведений были воспроизведены в миниатюрах палехских художников.

palekhskaya-miniatyura

В 1928 году в Палехе была открыта профессиональная школа древней живописи, которая в 1935 году была преобразована в художественный техникум. В 1936 году школа была передана в систему Всесоюзного комитета по делам искусств и получила название «Палехская школа изобразительных искусств имени А.М. Горького».

В 1935 году по инициативе Горького в Палехе был основан Палехский государственный художественный музей. В музей было передано имущество Крестовоздвиженской церкви, в том числе ценные старинные иконы. Крестовоздвиженская церковь в Палехе была построена в 1762-1774 годах и является памятником архитектуры. Долгое время в церкви находилась музейная часть, что спасло ее от разрушения.

palekhskaya-miniatyura

В 1970-х годах около 80 % миниатюрных изделий из Палеха экспортировалось. Ремесленники получали заказы от государственных учреждений страны.

palekhskaya-miniatyura

Однако в период перестройки государство стало нарушать сложившуюся систему работы палехских мастеров, которые работали самостоятельно. Палехские художники работали без копирования, придумывая сюжет, создавая эскиз и вставляя его в авторское произведение. Государство пыталось заставить художников присоединиться к промышленному предприятию. В результате художественно-производственные мастерские Палеха были распущены.

Элементы палехской росписи

Веселые красочные узоры на черном фоне — это все палехская роспись. Небольшая поверхность покрыта множеством элементов. Часто приходится использовать увеличительное стекло, чтобы увидеть всю красоту расписных миниатюр. Здесь есть удивительные причудливые деревья и цветы с выгравированными листьями. Палессанцы нашли способ сделать кроны изогнутыми и возвышенными, нанеся на них несколько слоев извести. Несмотря на схематичность картины, деревья оживают.

Прекрасная зелень и вытянутые каменные горы с «креманками», тщательное описание лиц и частей тела, красочное свечение. Чтобы оживить композиции, художники используют белые блики и золотые волны в завитках волос, изгибах травы, гривах лошадей и морских волнах. В палехской миниатюре обязательным элементом является окончательное очерчивание фигур золотой каймой.

Основные цвета в росписи

В палехской живописи основной фон — черный. Он символизирует землю, глубину и первозданный хаос, из которого возникают жизнь, свет, радость и мир. Обязательным является древнее сочетание цветов — красный, желтый и зеленый. Красный — символ красоты и плодородия (красное солнце, весна — красная). Зеленый — символ растений, молодости, природы и отдыха. Желтый цвет означает зрелость, взрослость, успех и процветание. Палехская роспись богата золотом. Оно символизирует солнце, изобилие и наследие иконописи — нетварный божественный свет, освещающий весь мир и пронизывающий все — даже вечную тьму.

Оцените статью
Добавить комментарий